— Моя живопись поехала к дикарям. Видно, мне на роду написано помереть неудачником, — с досадой говорит Клод Моне, когда узнает, что его картины начали пользоваться огромной популярностью в Америке.
Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Миннеаполис, Фармингтон, Бостон – сегодня, чтобы увидеть большую часть полотен из
серии «Стога сена» Моне, нужно ехать именно в Америку, а вовсе не в Париж. Когда
Поль Дюран-Рюэль представил серию стогов и
серию тополей на выставке в своей галерее, они вызвали бурю платонического восторга у французов и настоящий коммерческий интерес у ценителей искусства из-за океана.
«Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Ужаснее всего то, что все хотят иметь «Стога на закате»… Все, что он делает, отправляется в Америку по цене в четыре-пять-шесть тысяч франков», - пишет
Камиль Писсарро сыну.
В эти годы самым близким «папе Моне» человеком становится его падчерица Бланш, его ангел-хранитель и единственная из многочисленных родных и приемных детей проявившая интерес к живописи и добившаяся в ней значительных результатов. Ранним утром эти двое выходили из дома за мотивами. Бланш везла тележку с начатыми папой холстами – Клод как раз выдумал эту идею работать в каждое время дня над разными картинами. Он наконец-то успешен, он смог выкупить дом и нанять садовника, но только сейчас он понимает, что нашел адски сложный, но единственно верный способ поймать
«мимолетную переменчивость света, покрывающего всю растительность». У него в тележке: шестичасовой утренний стог, восьмичасовой, еще полуденный, потом трехчасовой, еще закатный, а кроме того, в тумане и в пасмурную погоду. Иногда он роется в набросках, чтобы быстро найти холст к нужному освещению (эти моменты длились не больше 15-30 минут), выхватывает вроде похожий, быстро набрасывает изменения, потом еще изменения, потом почти переписывает его заново. И вдруг случайно обнаруживает тот самый холст, который никак не находился, когда было нужно.
Через четыре года после американского закатного бума у Дюран-Рюэля, выставка импрессионистов будет проходить в Москве. Посмотреть картины знаменитых французских арт-революционеров придет весьма успешный юрист, совсем недавно получивший приглашение преподавать юриспруденцию в университете. Перед картиной Клода Моне «Стог сена» он остановится в недоумении и волнении. Совершенно непонятно, что изображено, но это что-то заставляет переживать глубокие эмоции, настоящие и не сравнимые с эмоциями от сюжетных, повествовательных полотен. Он подходит ближе, чтобы прочитать название картины. «Стог сена». Успешный 30-летний юрист откажется от заманчивой профессорской карьеры и отправится в Мюнхен учиться живописи. А через 15 лет он напишет первую абстрактную акварель и станет идейным вдохновителем теории о том, что именно цвет и форма являются подлинным сюжетом чистого искусства. Этого юриста звали
Василием Кандинским.
Автор: Анна Сидельникова