В 2006 году на лондонском аукционе Christie's
«Бычья туша» (одна из них) была продана за 13,8 миллионов долларов. Верхний эстимейт составлял 8,5 миллионов долларов.
В 1920-е годы, вернувшись с юга Франции в Париж, Сутин пишет множество
«мясных натюрмортов», в том числе шесть «Бычьих туш». Пять из них сейчас находятся в разных музеях, а одна – в частной коллекции. На всех картинах изображена разрубленная и подвешенная туша быка. Такой бесконечный диалог Сутин вёл с единственным своим кумиром – Рембрандтом. Увидев в Лувре
«Освежеванную бычью тушу» (1655 год), Сутин лишился покоя. Приехав во Францию, он покидал ее единственный раз – для того, чтобы в Амстердаме посмотреть Рембрандта.
«Тушу» Рембрандта кто только не цитировал (один из самых неутомимых последователей - Фрэнсис Бэкон:
1,
2,
3), но Сутин проводил аналогии по своим законам – не столь очевидным, как «тоже мертвое животное». Он счел возможным сравнить свои «туши» разве что со скандальным
«Происхождением мира» Гюстава Курбе. Сутин заявил: «
Курбе умел передать атмосферу Парижа, рисуя женское тело, – я хочу показать Париж в бычьей туше». С Курбе его роднит и противоречивое отношение, которое вызывает изображаемая обоими натура, метко определенное исследователями как
«отталкивающая красота». В частности, у Сутина – соединение шокирующей, не «художественной» темы (окровавленная разрубленная туша) и не отпускающего, взрывающего восприятие своим богатством колорита. Яростная, вывернутая наизнанку туша забитого животного кажется шкатулкой с драгоценностями – настолько ослепительно сияют рубинами, сапфирами и изумрудами глубокий алый, синий, желтый и зеленый цвета. Искусствовед Эли Фор считал, что со времен Ремрандта Сутин – единственный художник,
«у которого лиризм материи был добыт из самых потайных ее глубин».
Примечательно, что Хаим Сутин всегда писал исключительно с натуры. Соответственно, для «мясных» натюрмортов ему понадобилось свести знакомство со скотобойнями. Тушу доставляли на дом, подвешивали, и художник самозабвенно писал, время от времени поливая мясо кровью, когда оно обветривалось. С «бычьими тушами» связана забавная история. В то время
Марк Шагал жил этажом ниже Сутина. Как-то ночью Шагал увидел, что с потолка у него капает кровь. Вскоре она не просто капала, а буквально текла. Шагал бросился наверх в уверенности, что Сутина убивают, и застал его, вдохновенно пишущего очередную тушу быка и совершенно не замечающего огромную лужу крови, которая с этого быка натекла.
Любопытно сравнить «туши» Сутина и
Петра Кончаловского. Насколько по-разному нежный, интеллигентный, лиричный Кончаловский и яростный, страдающий, раздираемый противоречиями Сутин изобразили, по сути, один и тот сюжет.
Автор: Алена Эсаулова