Гражданская война, истощившая страну и людей, наконец, позади. Отголоски потерь, разрушений и травматических событий на долгие годы омрачат жизнь американцев, несмотря на облегчение от того, что оружие сложено. В эти годы многие художники и писатели обращаются к темам невинности и беззаботности, делая главными героями своих произведений детей. Тем самым они не только предаются идиллическим воспоминаниям о довоенной жизни, но и пытаются заглянуть в светлое будущее Америки.
На картине Хомера изображены девять мальчиков, поглощенные старинной игрой
«Щелчок кнутом». Дети берутся за руки и выстраиваются в длинную линию (чем длиннее, тем лучше), первый из них начинает беспорядочно двигаться, приводя в движение всю цепочку (подобно движениям пастушеского кнута, отсюда и название игры). В конце концов, перемещения становятся настолько хаотичными и непредсказуемыми, что крайние «звенья» цепочки начинают отрываться. Мальчишки на картине Хомера, самозабвенно бегающие босиком по траве во время школьной перемены, отличаются от таких же сорванцов, игравших в ту же игру сто, двести или даже триста лет назад, разве что одеждой.
Уинслоу Хомер написал эту картину в двух версиях.
На первом полотне дети, играющие в окружении покрытых темной растительностью гор, как будто случайно выхвачены из окружающего пейзажа солнечным лучом. Вторая версия картины (именно она находится в Метрополитен-музее) – гораздо меньшего размера, здесь Хомер усиливает и подчеркивает ощущение беззаботности, заменив горный пейзаж ярким голубым небом.
За годы существования картины «Щелчок кнутом» было создано великое множество ее репродукций, она была признана одним из самых успешных шедевров Хомера и представлена на Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии.
Автор: Евгения Сидельникова