войти
опубликовать

Алексей
Федорович Пахомов

Россия • 1900−1973

1900-9-19. Живописец. Дипломная работа в ВАХ "Покос".

Уже не одно поколение советских людей с благодарностью вспоминает свои первые книжки с чудесными, радостными рисунками художника-вологжанина Алексея Федоровича Пахомова. Художника прославили не только известные каждому из нас его книжные иллюстрации, но и знаменитая суровая серия «Ленинград в дни блокады».

А. Ф. Пахомов родился в 1900 году в деревне Варламово Кадниковского уезда. Пятнадцатилетним подростком, после недолгих лет обучения в уездном училище, поступил в художественное училище барона Штиглица. Такая удача в судьбе простого крестьянского паренька объясняется тем, что деньги на поездку и учение удалось собрать по частной подписке среди интеллигенции Кадникова.

В Петербурге Пахомов учился в мастерских прекрасных русских рисовальщиков Н. И. Шухаева, М. В. Добужинского и С. В. Чехонина. После недолгого учительства в родном Кадникове в 1918 году, а затем службы в Красной Армии Алексей Пахомов продолжил образование в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). Сразу после его окончания написанные в том же 1925 году первые картины Пахомова «Сенокос», «Спартаковка» и «Утро на покосе» стали заметным художественным событием. О них много писалось в печати. В то время (1926—1928 гг.) Пахомов еще находился под сильным влиянием «левого» искусства и входил в группировку «Круг художников». Но вскоре он разочаровался в левом формализме и уже в 1927 году рисует реалистические иллюстрации к детской книге «Лето». Детская книжная графика захватила художника почти целиком. В этом жанре он нашел свое истинное призвание. Зарисовывая и изучая детвору, художник пришел к большому реализму, добился четкости и наглядности образа, понятного даже дошкольнику.

Шаг за шагом, от книжки к книжке А. Ф. Пахомов переходил от поверхностных зарисовок «шалостей» ребят к раскрытию новых черт организованной советским воспитанием, гораздо более серьезной и пытливой детворы. Ярки

ми вехами этого таланта художника можно назвать оформленные им книжки «Лагерь» Е. Шварца, «РВС» А. Гайдара (1925), «Впереди всех» В. Каверина, «От моря до моря» Н. С. Тихонова, «Пионер» А. Барто, «Отряд» С. Маршака (1927), в которых пионеры с радостью для себя находили живые образы своих сверстников, всегда деятельных и увлеченных. В рисунках к книжке С. Маршака «Мастер-ломастер» (1930) открылась новая грань дарования художника - светлый добродушный юмор, также очень близкий детскому восприятию.

Детская иллюстрация требует ясности и простоты. Эти качества Пахомов обогатил также глубоким психологизмом. Его герои, персонажи детских книг «Часы» Л. Пантелеева (1934-1936), «Бежин луг» И. Тургенева (1936), «Мороз-Красный нос» Н. Некрасова (1938) подсмотрены в самой жизни и носят вполне портретный характер.

У художника уже тогда выработался свой стиль в оформлении детской и юношеской литературы. Как правило, Пахомов «представляет» нам своих героев на листе крупным планом в простой фронтальной портретной композиции. Мы узнаем «пахомовских» ребятишек по четкому «скульптурному» облику, ясному силуэту, несложному движению и обобщенной моделировке. Однако, как показывают иллюстрации к роману Н. Островского «Как закалялась сталь» (1937), он не боится резких движений и трудных ракурсов своих фигур. Неожиданная стремительная точка зрения художника в этой книге (Павка Корчагин в борьбе с конвоиром Жухрая, на скаку в кавалерийской атаке и в других сценах) вполне созвучна энергичному сжатому языку писателя.

Большинство работ художника исполнено в технике литографии, позволяющей рисовать на литографском камне прямо с натуры и печатать без искажений массовым тиражом подлинные эстампы.

Сочный непринужденный штрих литографского карандаша Пахомова полюбился не только детям. В тридцатые годы художник выдвинулся в классики советской литографии. Его эстампы из быта советской пионерии получили широкую известность и за рубежом.

В годы Великой Отечественной войны вместе со всеми ленинградцами А. Ф. Пахомов пережил все испытания блокады и все пережитое сумел выразить в серии автолитографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944). Главные герои этих листов - женщины и дети. Героизмом своих дел и стойкостью духа они опровергают вековое представление о своей слабости и беззащитности. Город с такими людьми покорить нельзя — утверждает вся серия. Героизм советских людей возникает в обычных тяжелых буднях блокады без всякой рисовки, как естественное чувство гражданского долга. В этом особая сила и жизненность автолитографий. В короткие перерывы между бомбежкой, женщины очищают улицы от снега, стирают, копают огороды, вместе с детьми запасаются водой из Невы. Обостренные голодом, но волевые лица женщин и детей поражают своей достоверностью. В 1946 году эта серия была удостоена Государственной премии. Большой идейный вклад в оборону города внесли и плакаты художника.

В первые послевоенные годы в серии «В нашем городе» (1946-1948) А. Ф. Пахомов поэтично запечатлел возрождение мирной жизни Ленинграда: открытие Медного всадника, посадку деревьев, стайки детей на улицах, восстановление из руин дворцов.

В последние годы художник обратился к новым для него областям графики. О поисках нового говорят его цветные линогравюры «Ранний снег», «Осень» и другие, воссоздающие мирные и красочные колхозные будни на фоне родной природы.

Все свое мастерство народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР профессор А. Ф. Пахомов отдает талантливой молодежи. Вот уже несколько десятков лет он преподает в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

О А. Ф. Пахомове: В. Н. Аникиева. «А. Ф. Пахомов». Л. 1935.. Радлов Н. Э. «Советские ребята в творчестве художника А. Ф. Пахомова», Л., 1938. Пикулев А. П. «А. Ф. Пахомов», М.-Л., 1950. Ганкина Э. З. «А. Ф. Пахомов». М., 1958.

Перейти к биографии