• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Игорь Эммануилович Грабарь
Россия 1871−1960
Подписаться14             
Подписаться14             
Биография и информация
 

Грабарь (Храбов)Игорь Эммануилович

1871 Будапешт — 1960 Москва

Учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета (1889 — 1893), в Петербургской Академии художеств (1894 — 1896) у И. Е. Репина, посещал мастерскую П. П. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896 — 1898), где затем преподавал (1898 — 1901). С 1913 — академик. Действительный член Академии хдожеств. Попечитель (1913 — 1918), а затем директор (1918 — 1925) Третьяковской галереи. Профессор и директор Московского художественного и института (1937 — 1943), Института живописи, скульптуры, архитектуры (1943 — 1946), участник выставок Московского общества любителей художеств (1898 — 1899), «Мира искусства» (1901 — 1922), Союза русских художников (1903 — 1910). народный художник СССР (с 195?).

Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882−89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.

Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу — юридическом и историко-филологическом — и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.

Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже — работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896−1900 гг. колесит по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования».

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его «творческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» — березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (все 1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя «вещественность и реальность». «Февральская лазурь» — это величественный «портрет» березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от «перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем. «Мартовский снег» — «ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре» — художник тоже писал на пленэре «с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары». В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.

1910−23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909- 16), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане.

В течение двенадцати лет (1913−25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал «Портрет матери» (1924), «Светлану» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С. А. Чаплыгина» (1935). Широко известны и два автопортрета художника («Автопортрет с палитрой», 1934; «Автопортрет в шубе», 1947). Обращается он и к тематической картине — «В. И. Ленин у прямого провода» (1933), «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина» (1938). Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954), серия картин на тему «День инея».

Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. «Лучший отдых есть перемена работы», — говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства». «Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», — говорил о нем С. В. Герасимов.

Читать дальше
Работы понравились
Любовь Крылова
Евгений Савин
+24

Лента
Игорь Эммануилович Грабарь. Ясный осенний вечер
Игорь Эммануилович Грабарь. Ямщик
Игорь Эммануилович Грабарь. Яблоки и астры
Игорь Эммануилович Грабарь. Яблоки
Игорь Эммануилович Грабарь. Цветы на подоконнике
Игорь Эммануилович Грабарь. Флора
Игорь Эммануилович Грабарь. Февраль
Игорь Эммануилович Грабарь. Утренний чай. Подснежники
Игорь Эммануилович Грабарь. Утренний чай
Игорь Эммануилович Грабарь. Уголок уходящей Москвы
Игорь Эммануилович Грабарь. Угасающий день
Игорь Эммануилович Грабарь. Туркестанские яблоки
Игорь Эммануилович Грабарь. Старый сарай в морозный день
Игорь Эммануилович Грабарь. Солнце поднимается
Игорь Эммануилович Грабарь. Снежные сугробы
Игорь Эммануилович Грабарь. Сказка инея и восходящего солнца
Игорь Эммануилович Грабарь. Сирень и незабудки
Игорь Эммануилович Грабарь. Сийский монастырь
Игорь Эммануилович Грабарь. Светлана
Игорь Эммануилович Грабарь. Рябины
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 121 работа
Цветы и фрукты на рояле
0
Цветы и фрукты на рояле
1904, 79×101 см
Березовая аллея
2
Березовая аллея
1940, 88×75 см
За самоваром
0
За самоваром
1905, 80×80 см
Дама у пианино
1
Дама у пианино
1899, 39×40 см
Роскошный иней
3
Роскошный иней
Весенний ручей
0
Весенний ручей
1904, 70×89 см
Луч солнца
1
Луч солнца
1901, 79×42.5 см
Зимнее солнце
1
Зимнее солнце
Февральская лазурь
2
Февральская лазурь
1904, 141×83 см
Посмотреть все 121 работу художника