Регистрация
1562, 117×162 см • Масло, Дерево
Доп. изображения —
Аннотация
В середине XVI столетия карательные отряды испанцев под предводительством фанатика герцога Альбы «огнём и мечом» прошлись по территории Нидерландов (в те времена – испанской колонии), чтобы истребить протестантизм и ереси. После них остались пепелища костров и горы трупов, счет которых шёл на тысячи. Король Испании и ярый католик Филипп II Габсбург заявлял: «Я скорее пожертвую ста тысячами жизней, чем перестану преследовать еретиков!»

Под впечатлением от этих событий Питер Брейгель создал одну из самых страшных и одновременно самых впечатляющих своих картин «Триумф смерти».

Мы не располагаем достаточным количеством данных, чтобы утверждать, был ли сам художник католиком или протестантом и чья правота была для него очевидной. В «Триумфе смерти» он создаёт величественную апокалиптическую панораму, состоящую из нагромождения многофигурных групп, связанных темой гибели. Смерть настигает героев Брейгеля кругом: в массовом побоище и индивидуальном поединке, за работой, за трапезой и даже на любовном свидании (сцена в правом нижнем углу). Он неё невозможно укрыться. От неё нет защиты. Смерть – вездесуща.

В геометрическом центре картины мы видим гротескное изображение всадника апокалипсиса – скелета на тощей лошади, врывающегося куда-то прямо в гущу кипящей битвы. Полчища скелетов, щитами которым служат крышки их гробов, являют собой войско смерти, её верных ратников. Они не разбираются в ранге своих жертв – скелеты настигают и короля (в левом нижнем углу), и кардинала, и карточного шулера, и купцов, и крестьян.

Любовь Брейгеля к панорамным необозримым пейзажам в «Триумфе смерти» оборачивается чудовищным ландшафтом, напоминающим выжженную пустыню и усеянным виселицами, голыми остовами деревьев и столбами для колесования. Трава пожелтела и высохла. Вода, судя по плавающим в ней трупам, заражена. За холмами видно алое адское пожарище. Воздух отравлен дымом и смрадом.

Однако страшнее всего в «Триумфе смерти» не всё перечисленное выше, а полное отсутствие идеи искупления. Её не видно ни по эту сторону жизни, ни после смерти. В тщетной надежде люди ломятся под черную поднятую дверь с изображение креста, но и она написана так, что выглядит скорее мышеловкой, которая вот-вот захлопнется, чем островком спасения.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Питер Брейгель Старший. Две обезьяны
  • Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы
  • Питер Брейгель Старший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц
Брейгель Питер Старший
13 работ • 0 комментариев
  • Питер Брейгель Старший. Триумф смерти, фрагмент
  • Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы
  • Питер Брейгель Старший. Цикл картин: Месяцы. Сумрачный день. Февраль
Питер Брейгель
7 работ • 0 комментариев
  • Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов
  • Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу
  • Питер Брейгель Старший. Избиение младенцев в Вифлееме
Питер Брейгель старший
Собирает Олег Белов
6 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Питер Брейгель Старший. Триумф смерти, фрагмент
0
Триумф смерти, фрагмент
Питер Брейгель Старший. Цикл картин: Месяцы. Сумрачный день. Февраль
4
Цикл картин: Месяцы. Сумрачный день. Февраль
Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы
2
Битва Поста и Масленицы
Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов
1
Поклонение волхвов
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP