Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве
Иван Константинович Айвазовский
Россия 1817−1900
Подписаться850             
Подписаться850             
Скачайте приложение художника для iPhone или Android:
Download Download
Биография и информация
 
Иван Константинович Айвазовский (арм. Ованнес Айвазян; 17 (29) июля 1817, Феодосия — 19 апреля (2 мая) 1900 год, Феодосия) — самый известный русский художник-маринист. Главные герои его картин — морские пейзажи. Айвазовский прошел путь от феодосийского мальчишки, рисующего на стенах домов, потому что ни карандашей, ни альбомов в доме не водилось, до одного из самых знаменитых и успешных мастеров своего времени. Признан он был как на территории Российской империи, так и за границей. В расцвете славы художник вернулся в Феодосию и приложил грандиозные усилия для того, чтобы изменить любимый город к лучшему.

Особенности творчества художника Ивана Айвазовского: главная тема и герой картин Айвазовского — море, основной жанр — марина. Айвазовский активно использовал технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» вошла в историю искусства (это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах). Почти никогда принципиально не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она в следующее мгновение уже иная. Айвазовский писал легко, быстро и был очень плодотворен, его наследие — около шести тысяч живописных полотен.

Известные картины Ивана Айвазовского: «Девятый вал», «Чесменский бой», «Черное море», «Среди волн», «Лунная ночь на Босфоре». Также у художника есть большое количество и неизвестных для широкого круга работ, к которым относятся различные эскизы и зарисовки морских пейзажей.

Художник Иван Айвазовский первый в России начал организовывать собственные персональные выставки. На его веку их прошло 120 — мало кто и на сегодняшний день может похвастаться таким. Он любил общество и женщин, но больше всего любил море. Его жизнь — пример удачного попадания в свою судьбу. Такое впечатление, что на каждом жизненном перекрестке он делал верный выбор. А мог бы и другой…

О происхождении художника Айвазовского и его первых картинах

Предки Айвазовского бежали во время турецкого геноцида армян в Польшу, а затем перебрались в Крым. Отец художника в Феодосии уже подписывался фамилией Гайвазовский. Там родился и Ованес. В семье было три дочери и два сына. Родители еле сводили концы с концами, поэтому к труду Ованес приобщился рано. Мальчик очень хорошо рисовал и играл на скрипке. Краски и бумага в руки ему попадали нечасто, поэтому в основном приходилось использовать подручные средства — уголь да стены домов. Градоначальник Александр Казначеев однажды заинтересовался «настенным рисунком», изображавшим солдата в полной амуниции, и пожелал познакомиться с автором. Всю жизнь Иван Айвазовский с благодарностью вспоминал своего благодетеля и говорил, что именно от него получил «лучший и самый памятный подарок — ящик водяных красок и целую стопу рисовальной бумаги». Казначеев определил его в Симферопольскую гимназию, а на время учебы поселил у себя дома. Потом способствовал зачислению мальчика за казенный счет в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Юного студента записали Иваном Гайвазовским. Только в 1840 году из его фамилии исчезнет буква Г — так он захочет отдать дань уважения своим армянским корням.

В Академии художеств

Айвазовский попал в класс к известному на тот момент пейзажисту, замечательному педагогу Максиму Воробьеву. У него Иван учился академическим премудростям, и от него же перенял любовь к романтическому направлению, тогда еще новаторскому. Айвазовский был частым гостем в доме учителя, да и сам делал успехи, его картины замечали и хвалили, и перед ним открывались удивительные перспективы. Более того, в 18 лет Иван Константинович получил серебряную медаль Академии. Эта медаль чуть не поставила крест на его будущем.

В России в то время был принят при дворе и чрезвычайно любим французский живописец-маринист Филипп Таннер. Его пригласили для написания важнейших российских портов. Айвазовского направили французу в помощники. Тот быстро оценил талант студента и поручал ему не только натягивать холсты, растирать краски, мыть кисти, но и зарисовывать виды. Работы было много, и Айвазовский совсем измучился в процессе подготовки Таннера к выставке. Однажды его встретил президент Академии Оленин. Встревоженный изможденным видом юноши, Оленин пригласил его к себе в имение. Там Айвазовский восстановил силы и… написал пару марин. Президент по собственной инициативе представил их на академической выставке 1836 года.

Для художника Айвазовского эта выставка памятна еще и тем, что его сразу же высоко оценил Карл Брюллов: «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря… Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника». На этой же выставке Айвазовский познакомился с Пушкиным. В следующем году поэт был убит, но эта встреча глубоко запала в душу художнику, и он потом написал множество картин, посвященных Пушкину.

Рецензии положительные! Более того, была рецензия, в которой картину Айвазовского противопоставляли манерным полотнам Таннера. Такое сравнение чрезвычайно оскорбило Таннера, и он, пользуясь положением приближенного к императору мастера живописи, нажаловался, что Айвазовский «похитил его секреты» и через его голову выставил свои картины на выставке. Нарушений субординации Николай I не любил, потому повелел работы строптивого ученика убрать. Но возникла путаница, картины Айвазовского провисели до конца выставки и были отмечены серебряной медалью. Когда выяснилось, что это те самые работы, император слышать не желал более о наглеце.

И здесь проявилось удивительное везение Ивана Константиновича Айвазовского на людей, принимающих участие в его судьбе. Жуковский, Глинка, Оленин, Кукольник — кто только не ходатайствовал о нём. Всё тщетно! В качестве «тяжелой артиллерии» на защиту молодого дарования встал учитель рисования царских дочерей, профессор академии Александр Зауервейд. Ему удалось смягчить гнев Николая I. Айвазовского перевели в класс батальной живописи, в которой преподавал Зауервейд. Вскоре юноша, получив золотую медаль Академии, был направлен на стажировку в Крым, а потом и в Европу.

Картины Айвазовского покоряют Европу

В Европе художник Айвазовский впервые оказался в возрасте 23 лет. «Я, как пчела, собираю мед из цветника», — сообщал он о своем путешествии по Италии, в котором жадно впитывал новые виды и писал. В то время остро актуальной считалась работа с натуры. Иван Константинович естно пытался следовать этим призывам. В Сорренто три недели писал он виды с натуры, обследуя все окрестные пляжи. А после Айвазовский изобразил в мастерской по памяти две картины. Каково же было изумление художника, когда на выставке зрители равнодушно проходили мимо его «натуры» и надолго замирали у «придуманных» рассвета и заката. С этого момента он перестал пытаться втиснуть себя в рамки, которые явно были для него тесны. Художник всегда носил с собой блокнот с карандашом, чтобы делать наброски, эскизы, но писал отныне только в мастерской.

И снова попадание в свою колею — Айвазовский нашел свой путь, свой способ писать картины, хоть он и шел вразрез с тем, чему тогда обучали живописцев. А его нашла слава. Проведенные за границей годы, кажется, представляют собой нескончаемую череду успехов. Великий Тёрнер, создавший ни с чем не сопоставимую песнь моря, солнца и воздуха, пришел в восторг от работ русского художника. Широко известно стихотворение, посвященное британским мэтром тогда еще молодому Айвазовскому: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений».

На становление кисти Айвазовского повлияли, в первую очередь, Клод Лоррен (Тёрнер тоже считал его своим учителем), Сильвестр Щедрин (талант Ивана Константиновича рос, пожалуй, в противостоянии принципам Щедрина, большого поклонника пленэрной живописи) и Карл Брюллов — умением сочетать академическую строгость с романтической взволнованностью.

Куда бы он ни приезжал, вскоре во всех художественных лавках появлялись сотни картин «под Айвазовского», а к нему самому выстраивалась очередь из желающих приобрести оригиналы. Ему больше не нужно было сопоставлять свои путешествия со скромным пансионом, выделяемым Академией. Швейцария, Голландия, Англия, Франция, Португалия и Испания — успех везде.

Череда правильных выборов

В 1844 году Ивану Айвазовскому исполнилось 27 лет. Некоторые в таком возрасте только находят свой путь, а некоторые — еще не находят. Он же успел покорить Европу, а по возвращении стал академиком и официальным художником морского флота. Ему поручено написать виды русских портов и приморских городов на Балтийском море, чем Иван Константинович с огромным удовольствием и занимается. Любовь к флоту и кораблям он пронес через всю жизнь, и пользовался заслуженной ответной любовью.

Айвазовскому неоднократно ставили в вину легкость, с которой из-под его кисти выходили морские волны. И, пожалуй, легкость, с которой ему давался успех. Он обласкан императором, он любим светом, дружен с знаменитыми писателями, композиторами, художниками. Ему пишется радостно и свободно. Знакомство с Виссарионом Белинским внесло диссонанс в эту гармонию. Суровых нравов критик не был любителем сантиментов. Он признал огромный талант Айвазовского как художника-мириниста и указал ему на поджидающую опасность. «Уезжайте отсюда, Иван Константинович. Погубит вас Санкт-Петербург. Не для таких, как вы, этот город… Вы погубите свой счастливый дар на царских заказах и на заказах его вельмож». Он помнил о том, как его карьера чуть не разрушилась в юности. К тому же его действительно невыносимо тянуло к морю. Зиму он мог проводить в Петербурге, но чуть становилось теплее — рвался к волнам.

В самых модных гостиных Петербурга долго обсуждали новость о странном художнике Айвазовском, баловне удачи и любимце императора, который в расцвете славы взял да и уехал в провинциальную Феодосию. И ни разу об этом не пожалел: найти своё место не менее важно, чем отыскать своё дело. Иван Константинович очень любил свой город. Кажется, он поставил целью отблагодарить его за старт в жизни, который был ему дан. Не занимая никакой чин, он стал настоящим отцом города. Его двор всегда был открыт для горожан, он устроил в Феодосии театр, художественную школу, галерею. Кажется, половина феодосийской ребятни была крещена лично им. Он приложил множество усилий, чтобы в Феодосии был построен порт и проложена железная дорога, подарил городу водопровод.

Художник Айвазовский и его женщины

Первая любовь Айвазовского, о которой до нас дошли то ли сведения, то ли легенды, — ведущая солистка Парижской оперы, балерина Мария Тальони. Она была старше художника на 13 лет. Он мечтал всегда быть рядом, но Мария решила, что в ее жизни главная роль отведена балету и отказалась стать его женой.

Уже построив дом в Феодосии, Айвазовский часто проводил зиму в Петербурге, где считался очень завидным женихом. И дело не только в известности и богатстве — он был очень красив, обходителен, обаятелен и жизнелюбив. Сколько красавиц мечтали вскружить ему голову! В одном из обеспеченных петербургских семейств старшие девочки перессорились, пытаясь определить, в кого влюблен зачастивший к ним Айвазовский. А он сам предложил давать уроки рисования и старшим, и младшим, которых на занятия приводила гувернантка. Мать семейства грешным делом подумывала, а вдруг это она сама в душу юноше запала? Две недели спустя Петербург получил новый повод для сплетен. Известный художник, молодой красавец, обаятельный богач женится на… гувернантке! Вот ради кого он приходил!

В браке с Юлией Гревс родились четыре девочки. Иван Константинович Айвазовский был несказанно счастлив и говорил, что лучшие его картины написаны по вдохновению, связанному с женитьбой. Увы, такое счастье не было бесконечным. Юлия мечтала блистать в Петербурге, а жизнь в Феодосии ее совершенно не устраивала. Семейный рай сменился скандалами, и через 11 лет она уехала в Одессу, откуда отправляла царю жалобы на мужа и препятствовала его общению с детьми. В 1877 году их брак был официально расторгнут.

Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии хорошо знали и любили. Когда сваха передала предложение 65-летнего мастера 26-летней вдове Анне Саркизовой, та недолго сомневалась. Свадьбу праздновала вся Феодосия. В этом браке художник обрел поддержку и понимание.

«Счастье улыбнулось мне», — сказал он как-то. Когда человек попадает в свою судьбу и проживает свою жизнь, то счастье ему действительно улыбается.

Сегодня картины Айвазовского выставляются по всему миру, они присутствуют и в каталогах различных авторитетных аукционов, например, таких, как «Сотбис» и имеют неимоверный успех. Самые богатые коллекционеры живописи желают купить работы Ивана Константиновича за огромные деньги. Но самые большие картины художника остаются в музеях и доступны публике: полотно «Среди волн» (282×425 см) выставляется в Галерее Айвазовского в Феодосии, «Девятый вал» (221×332 см) в Русском музее, «Черное море» (149×208 см) в Третьяковской галерее.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились

Истории о художнике и его работах
Айвазовский, которого вы не видели, - в книге «Неизвестный Айвазовский», изданной к 200-летию художника
В издательстве СЛОВО/SLOVO года вышла книга Джанни Каффьеро и Ивана Самарина «Неизвестный Айвазовский». Издание подготовлено при участии аукционного дома Sotheby’s и приурочено к грядущему двухсотлетию Ивана Айвазовского и…
Внуки Айвазовского, ставшие художниками: их картины и судьбы
У Ивана Айвазовского и Юлии Гревс, его первой жены, было четыре дочери. Ни одна из них не избрала живопись своей стезей. Других детей у Айвазовского нет. А ему, конечно же, хотелось кому-то передать свою фамилию (и он даже…
Почитать все истории
Лента
Айвазовский написал картину «Ледяные горы» для Феодосийского археологического музея (кстати, построенного на его средства), где она долгое время и хранилась. 1870 год – год создания «Ледяных гор» и пятидесятилетие открытия Антарктиды русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

С адмиралом Лазаревым Айвазовский сдружился в академические годы, во время поездки на Кавказ с Раевским. Картина написана по следам его рассказов. Сам художник так далеко не забирался. Айвазовскому в вину нередко ставили отсутствие географической достоверности: мол, в Неаполе заметны черты Крыма, Босфор иной раз смахивает на Венецию и т.д. Удивительно, что в данном случае Антарктида, которую он никогда не видел, похожа именно на Антарктиду. Для сравнения: рисунок художника экспедиции Беллинсгаузена Павла Михайлова

Ледяные горы достигают порядка ста метров в высоту, пробивающиеся сквозь тучи лучи окрашивают воду в глубокий изумрудный цвет. Центральная льдина сияет, подсвеченная лучом заходящего солнца, словно нарядный средневековый замок. Колористика картины сдержанная (по меркам Айвазовского), с тончайшими переливами от сияющего фиолетового на заднем фоне справа, до полупрозрачного льда на переднем плане. Цвет воды колеблется от светлого прозрачно-зеленого до черного в глубине холста. Под огромной льдиной стоит корабль с поднятым российский флагом, похожий на суда экспедиции «Восток» и «Мирный». Это не оставляет сомнений, что картина «Ледяные горы» – не фантазия Айвазовского на вольную тему, а его реакция на глобальное географическое открытие: открытие шестого материка, совершенное русской экспедицией в 1820 году.

За три года до написания этой картины, на праздновании 50-летия художника на заседании в петербургской Академии художеств выступил вице-председатель Русского Географического общества Семёнов-Тян-Шанский, отметив, что Иван Константинович Айвазовский давно признан выдающимся географическим деятелем.

Автор: Алена Грошева
Иван Константинович Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Айвазовский написал картину «Ледяные горы» для Феодосийского археологического музея (кстати, построенного на его средства), где она долгое время и хранилась. 1870 год – год создания «Ледяных гор» и пятидесятилетие открытия Антарктиды русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

С адмиралом Лазаревым Айвазовский сдружился в академические годы, во время поездки на Кавказ с Раевским. Картина написана по следам его рассказов. Сам художник так далеко не забирался. Айвазовскому в вину нередко ставили отсутствие географической достоверности: мол, в Неаполе заметны черты Крыма, Босфор иной раз смахивает на Венецию и т.д. Удивительно, что в данном случае Антарктида, которую он никогда не видел, похожа именно на Антарктиду. Для сравнения: рисунок художника экспедиции Беллинсгаузена Павла Михайлова

Ледяные горы достигают порядка ста метров в высоту, пробивающиеся сквозь тучи лучи окрашивают воду в глубокий изумрудный цвет. Центральная льдина сияет, подсвеченная лучом заходящего солнца, словно нарядный средневековый замок. Колористика картины сдержанная (по меркам Айвазовского), с тончайшими переливами от сияющего фиолетового на заднем фоне справа, до полупрозрачного льда на переднем плане. Цвет воды колеблется от светлого прозрачно-зеленого до черного в глубине холста. Под огромной льдиной стоит корабль с поднятым российский флагом, похожий на суда экспедиции «Восток» и «Мирный». Это не оставляет сомнений, что картина «Ледяные горы» – не фантазия Айвазовского на вольную тему, а его реакция на глобальное географическое открытие: открытие шестого материка, совершенное русской экспедицией в 1820 году.

За три года до написания этой картины, на праздновании 50-летия художника на заседании в петербургской Академии художеств выступил вице-председатель Русского Географического общества Семёнов-Тян-Шанский, отметив, что Иван Константинович Айвазовский давно признан выдающимся географическим деятелем.

Автор: Алена Грошева
Иван Константинович Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде
Вся лента
Работы художника
всего 824 работы
Иван Константинович Айвазовский. Черное море
18
Черное море
1881, 149×208 см
Иван Константинович Айвазовский. Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года
20
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года
1848, 220×188 см
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн
14
Среди волн
1898, 284×429 см
Иван Константинович Айвазовский. Керчь
9
Керчь
1839, 51×71 см
Иван Константинович Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде
8
Ледяные горы в Антарктиде
1870, 110.5×130 см
Иван Константинович Айвазовский. Радуга
10
Радуга
1873, 102×132 см
Иван Константинович Айвазовский. Кораблекрушение
7
Кораблекрушение
1876, 136×170 см
Иван Константинович Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)
21
Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)
1877
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал
35
Девятый вал
1850, 221×332 см
Посмотреть все 824 работы художника
HELP