Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста
1898, 284×429 см • Масло, Холст  • 

Описание картины «Среди волн»

Когда критики упрекали Айвазовского в том, что муза его чрезвычайно однообразна и по-старомодному романтична, он не вступал с ними в пререкания, а отвечал, как и подобает художнику – новыми картинами. Говорите, слишком романтичен и ярко раскрашен? Оторван от народа? Получите марины чрезвычайно сдержанные в колористическом плане. К примеру, вот эту, «Среди волн», или предшествовавшее ей «Черное море».

Эта картина и сюжетно продолжает работу «Черное море», второе название которой «На Черном море начинает разыгрываться буря». Здесь буря уже разыгралась в полную силу. Мы видим черное грозовое небо – с него художник и начал писать картину. И под ним – удивительно прозрачное на переднем плане, сгущающееся в глубине холста море. «Среди волн» – бенефис «волн Айвазовского». Это волна с барашками пены, полупрозрачная волна, полученная методом лессировки. Такие волны и составляют сюжет этой картины – прозрачные, с легкими цветовыми акцентами в диапазоне от сероватого-зеленого до серебристо-голубого, в зависимости от освещения, словно художник решил не отвлекаться ни на что прочее и дать себе волю, изображая столь хорошо удающиеся ему волны. «Освещение» – это в данном случае про солнечный луч, пробивающийся из-за грозовых туч. Такой луч или его отблески мы найдем на любой картине Айвазовского (в некоторых случаях это будет лунный, а не солнечный свет).

Внук Айвазовского Константин Арцеулов рассказывал, что первоначальный вариант предполагал еще и лодку с потерпевшими кораблекрушение. На контрасте с заполнившей огромный холст бушующей стихией, она казалась игрушечной: «Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив свое восхищение морем, отец добавил: не понятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?». По воспоминаниям внука, художник ужасно рассердился и, ни слова не говоря, повернулся и вышел вон. А на следующий день домочадцы обнаружили, что на картине лодки нет.

Эту картину Айвазовский ни разу не вывозил из Феодосии, хотя после ее написания (в весьма уже преклонном возрасте) устраивал выставки в Москве, Лондоне и Петербурге. Вместе с другими его работами «Среди волн» была завещана Феодосии.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Зимний пейзаж
  • Девятый вал
  • Среди волн
айвазовский
11 работ • 0 комментариев
  • Кораблекрушение у скал
  • Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим
  • Буря у берегов Одессы
Айвазовский
26 работ • 0 комментариев
  • Хождение по водам
  • Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца
  • Мельница на берегу реки. Украина
Айвазовский
69 работ • 0 комментариев
  • Венецианский канал
  • Гранд-канал в Венеции
  • Вид на венецианскую лагуну с башней Малгера
1
159 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Буря у берегов Одессы
8
Буря у берегов Одессы

1898, 60×95 см
Девятый вал
140
Девятый вал

1850, 221×332 см
Кораблекрушение у скал
10
Кораблекрушение у скал

1870-е , 36×46 см
Мельница на берегу реки. Украина
1
Мельница на берегу реки. Украина

1880, 32×43 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.