войти
опубликовать

Филипп
Таннер

1795−1878
Таннер Филипп (Philippe Tanneur, 1795—1878) — французский живописец-маринист. Получив в 1835 году от императора Николая I поручение изобразить важнейшие русские военные порты, провел двадцать лет в России. В это время его учеником был Иван Айвазовский. Таннер был плодовитым автором, но все его картины быстро портились из-за чрезмерного использования художником лаков.
Перейти к биографии
Портрет американского барка в море
Портрет американского барка в море
1858, 76.2×100.3 см
Лодка в буре
Лодка в буре
XIX век, 14×12 см
Пароход уходит из Дувра
Пароход уходит из Дувра
XIX век, 59.1×69.9 см
Крушение Атлантики
Крушение Атлантики
XIX век, 26×41.3 см
Лион. Сона и мост Тильзит
Лион. Сона и мост Тильзит
XIX век, 40×62 см
€50
Цифровая копия
Буря
Буря
XIX век
Посмотреть все работы художника

Лента

21 ноября – день памяти Ивана Андреевича Крылова, которого большинство из нас вспоминает как выдающегося баснописца, а вот Иван Айвазовский вспоминал по другим причинам – личным: в молодости покровительство Крылова спасло художнику карьеру.

Рассказывает современник Айвазовского, учитель словесности Феодосийской гимназии (её попечителем был Айвазовский) Юрий Андреевич Галабутский:

– В ноябре 1894 г. гимназия чествовала 50-летие со дня смерти Крылова. Юбилейное торжество происходило в городском концертном зале, где были собраны обе гимназии, в присутствии довольно многочисленной публики.

Я читал речь о Крылове. Когда я окончил, вдруг, совершенно неожиданно для всех, поднялся Айвазовский, сидевший в первом ряду кресел, на почетном месте. Все обратились к нему. Его фигура очень внушительно выделялась из среды присутствовавших. Он был невысокого роста, но очень крепкого телосложения; его лицо бюрократического склада, с пробритым подбородком и седыми баками, оживлялось небольшими карими, живыми и проницательными глазами, бросался в глаза большой выпуклый лоб, прорезанный морщинами и значительно уже облысевший. Он заговорил о Крылове.

Айвазовский был вообще не мастер говорить. В его речи заметен был нерусский акцент, говорил он несколько затрудненно и не плавно, растягивая слова и делая довольно продолжительные паузы; но он говорил с спокойною важностью человека, который заботится не о том, как сказать, а лишь о том, что сказать. Я, конечно, не могу передать буквально его речи, но общее содержание ее было таково: «Я считаю своим долгом сказать здесь, что я лично очень многим обязан знаменитому баснописцу. Была в моей жизни трудная минута. Я был оклеветан, и государь Николай Павлович, который был очень милостив ко мне, вдруг стал на меня гневаться. Я узнал, что все это произошло по наветам профессора-француза (Айвазовский имеет в виду французского пейзажиста Филиппа Таннера – Артхив), невзлюбившего меня. Конечно, это меня глубоко опечалило: немилость государя тяжелым камнем лежала у меня на сердце. Однажды, на вечере у Олениных, ко мне подошел И.А. Крылов. Он положил мне руку на плечо и сказал: «Что ты, Айвазовский, так печален? Я слышал, что тебя оклеветал француз. Ничего, не грусти и не бойся: мы тебя оправдаем!» И действительно, скоро Крылов, вместе с некоторыми другими лицами, ходатайствовал обо мне перед государем, несправедливость навета была доказана, и государь снова стал милостлив ко мне. Этого я не забыл и никогда не забуду. Я помню хорошо черты баснописца, его крупную фигуру (он очень любил покушать! — прибавил Айвазовский с улыбкою) и львиную голову...»
Иван Егорович Эггинк. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1834
Вся лента