войти
опубликовать

Василий
Иванович Шухаев

Россия • 1887−1973

Биография и информация

Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. Однако сумел поступить в СХПУ в Москве, где занимался под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской АХ (1906-1912гг.), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г.) встретила непонимание со стороны академического начальства. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме».

В.И. Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. В десятилетнем возрасте его отдали для обучения в Московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Он получил хорошую ремесленную и художественную подготовку у блестящих мастеров своего времени: живописца К.А.Коровина, скульптора Н.А.Андреева, архитектора И.В. Жолтовского. После успешного окончания класса чеканки Строгановского училища и получения звания ученого рисовальщика, что давало право преподавания рисунка и чистописания в средних учебных заведениях, Шухаев намеревался работать, так как после смерти родителей средств на дальнейшее образование не было. Неожиданно художник узнает о завещании деда, по которому ему полагается определенная сумма денег. Это позволило ему продолжить учебу, и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. Шесть лет (1906-1912) он постигает сложное мастерство живописца, из них четыре года в мастерской профессора Д.Н.Кардовского. Метод преподавания Д.Н.Кардовского строился на бережном отношении к природному дарованию ученика. При этом полная свобода поисков и экспериментов сочеталась со строгим анализом и логическим обоснованием поставленных художественных задач. Огромное значение в мастерской Кардовского придавалось работе на натуре и с натурой, высокой технике рисунка, совершенствованию технологических приемов. Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество - художественное и педагогическое.

Годы учебы в Академии были наполнены поисками своего пути в искусстве: уже постигнув азы художественной грамоты в Строгановском училище, Шухаев продолжает упорно заниматься, чтобы достигнуть вершин мастерства. Виртуозно исполненные позднее рисунки художника, с трудом можно поверить, что в первые годы обучения Шухаев именно в рисунке терпел неудачу за неудачей. Имея за классные работы по живописи только отличные оценки, а по композиции – хорошие и отличные, молодой художник получал за рисунок не выше трех баллов. Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. Однако настойчивость ученика к приверженности к этому материалу и новаторские методы, убедили его. До Шухаева художники использовали сангину главным образом в подготовительных рисунках как карандаш, рисующий штрихом. В руках Шухаева это материал стал поистине всесильным: одним карандашом он решал проблемы объема и плоскости, тональной градации, ритмического построения, композиционной схемы. В будущем Шухаев создаст замечательные рисунки, исполненные сангиной, вошедшие в золотой фонд графики начала ХХ века.

За выпускную картину «Вакханалия» в 1912 году Академия присвоила Шухаеву звание художника, а Общество поощрения молодых художников в Риме присудила премию: двухлетнее пенсионерство в Италии.

Из Академии Шухаев вышел убежденным ценителем строгого и глубокого мастерства, принципиальным противником всех иных методов, кроме принятых в мастерской Кардовского. Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. Всю зиму 1913 и весну 1914 года Шухаев вместе со своим ближайшим другом, тоже художником, А.Е.Яковлевым путешествовал по древним городам Италии, изучая такие эталоны искусства как фрески Джотто, скульптуру Микельанджело, живопись Рафаэля, рисунки Пизанелло, архитектуру Брунеллески. Именно классическое искусство Возрождения было близко молодым русским художникам, несмотря на новаторские открытия многочисленных художественных направлений в начале ХХ века.

Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой «измов», померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). Искусство действительно умеет возвращаться «назад», чтобы, прикоснувшись к прошлому, запастись новыми силами для грядущих завоеваний». Шухаев стал одним из тех художников, кто продолжил традицию классического искусства только на новом этапе. Поэтому в истории искусства его называют «неоклассиком».

В Риме он пишет две большие картины, не дошедшие до наших дней: «Карусель» и «Сусанна и старцы». Судить о них можно лишь по сохранившимся рисункам сангиной 1913 года. Собирая материал к картине «Поклонение волхвов», Шухаев сделал множество рисунков сангиной на тему животного и растительного мира. Картина не была закончена, но оставшиеся графические листы являются прекрасными образцами анималистического жанра.

В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину –двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро - Василий Шухаев. Контрастные образы героев словно олицетворяют единство и противоположность материи и духа, земного и небесного. Несмотря на театральный грим и маскарадные костюмы лицедеев в персонажах доминируют достоинство и благородство - качества, традиционно свойственные классическому портрету. В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении ( фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской.

В 1914-1915 годах архитектор А.В.Щусев ( в ту пору еще молодой , но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия). Вскоре Щусев привлек Яковлева и Шухаева к росписи одного из залов спроектированного им Казанского вокзала в Москве. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война. Шухаев немедленно выезжает в Россию. На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т.С.Стахевич, В.Н. Мешкова, Е.Н.Шухаевой). В том же 1915 году художник получает приглашение поработать в качестве художника в русской армии. Он с большим воодушевлением едет в лейб-гвардии уланский полк и создает свыше 30 рисунков – портретов офицеров и солдат. Все эти работы, находившиеся в полковом музее в Петергофе, пропали в годы первой мировой войны. Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. Шухаев со скрупулезной точностью, которая нигде не оборачивается ни фотографичностью, ни натурализмом, дает индивидуальную характеристику каждому офицеру. Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России.

В конце 1916 года Шухаева пригласили преподавать рисунок на Женские курсы высших архитектурных знаний. В атмосфере этого заведения отразились все противоречия времени, множественность взглядов и вкусов. «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками, искавшими новых путей». Вскоре после Октябрьской революции курсы закрылись, но преподавательской деятельности Шухаев не бросил. Он продолжал обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств. Однако и здесь он преподавал недолго: его избрали руководителем мастерской в Академии Художеств. Художник стал заниматься со студентами в помещении мастерской, которую ранее возглавлял И.Е.Репин. От воинской повинности Шухаев, как и многие художники того времени, был освобожден по постановлению Совета народных депутатов. Поэтому он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью.

В 1917 году он пишет несколько замечательных портретов: портрет своей первой жены Е.Н.Шухаевой, С.Н.Андрониковой, А.М.Горького и другие. Портрет Елены Николаевны Шухаевой – пример незаурядного технического мастерства живописца и его художественных интересов. Перед зрителем предстает бледная дама в роскошном золотистом платье, ломкие складки которого выписаны особенно тщательно, почти иллюзорно. Эффект глубины золотисто-коричневого цвета достигается благодаря следующему приему: художник использует деревянную доску, на которую наносит по контуру тонкий слой чистого листового золота. Сам портрет он пишет маслом, лессировками, а фон передает условно тремя цветами- черным, синим, розовым. Это произведение, написанное в жанре парадного портрета в духе мастеров раннего Возрождения, было создано в 1917 году, когда в стране происходили драматические события революционных выступлений. Но Шухаева, как и многих других художников, интересовали проблемы не политические, а творческие. Поэтому он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». Целью этого объединения было возрождение традиций старых мастеров и защита интересов художников. Узкопрофессиональные задачи этого союза, конечно, были далеки от духа революционного времени и его задач – широкого внедрения искусства в массы. Вскоре «Цех» распался. Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. Но история страны продолжала развиваться по трагическому сценарию. В 1920 году художник вынужденно покидает Родину с мыслью, что эта разлука будет короткой, но она растянулась на целых 15 лет.

Шухаев c женой уезжает в Финляндию, но уже через год в 1921 году при содействии А.Яковлева они переезжают в Париж. На следующий год художники устраивают совместную выставку в галерее Барбазанж, где Шухаев представил искушенной парижской публике 21 живописное произведение и 8 графических листов. В Париже художник продолжает заниматься живописью, но впервые пробует свои силы в книжной графике. С 1922 - 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт. Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. Глубину человеческих страстей лермонтовского «Героя нашего времени» мастер зашифровывает в эмблемы и символы ( кинжал и роза, эполет и игральная карта). Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1925). Раскрашенная автором от руки книга вышла на французском языке небольшим тиражом – 445 экземпляров. Шухаев иллюстрирует трагедию в стилизованной манере под иконопись 17 века: чистые локальные цвета, обратная перспектива, условность в трактовке пространства и объема, принцип изокефалии. Точным рисунком и насыщенным цветом мастер создает одухотворенные образы царя, монахов, князей, простолюдинов. Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин».

В 1920-30-е годы картины Шухаева экспонируются на многих международных выставках: в Нью-Йорке, Мюнхене, Брюсселе, Копенгагене. Сам художник путешествует в основном по Франции, только в 1930 году совершает поездку в Марокко, через всю Испанию на специально купленном для этого автомобиле. Получив два заказа на роспись гостиницы в Рабате и дома паши в Касабланке, Шухаев проезжает по селениям Северной Африки, с интересом наблюдая за необычным образом жизни коренного населения. Искусный рисовальщик делает массу зарисовок с натуры: жанровые сцены с участием торговцев, детей, нищих, воинов, цирюльников, гадалок. Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года.

Париж в те годы «…жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром,…Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй». Общение с такими выдающимися личностями в истории мировой культуры не могло оставить равнодушным художника. В начале 1930-х годов Шухаев пишет выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: С.С.Прокофьева, И.Ф.Стравинского, Ф.И.Шаляпина.. Отбрасывая лишние детали, художник помещает в центре композиции крупное изображение головы портретируемого с целью донести до зрителя главное – внутреннее душевное состояние модели. Успех этих станковых работ был велик, их хотели приобрести многие коллекционеры, но Шухаев принимает неожиданное решение вернуться на родину вместе с большей частью своих произведений. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград.

Художник получает персональную мастерскую в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии Художеств. В те годы в Институте преподавали художники самых разных педагогических принципов - от И.И.Бродского до А.А.Осмеркина – и студенты сами могли выбирать себе учителя. В мастерской Шухаева «вся работа по живописи и рисунку проходила под знаком пластической формы и постижения законов ее построения. Требовалось знание …анатомическое. Большое внимание уделялось передаче характера, движения и пропорций натуры….детали должны были подчиняться целому». Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве». В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Десять лет с 1937 по 1947 годы Шухаев и его вторая жена Вера Федоровна Шухаева отбывали заключение в Магадане. Там Шухаев работал над эскизами декораций и костюмов для спектаклей Музыкально-драматического театра им. М.Горького. Мастеру приходилось создавать эскизы к самым различным жанрам – операм, опереттам, трагедиям, комедиям, а также оформлять сцену для концертов. Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью. После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им.З.Палиашвили. Вскоре, благодаря протекции известного художника и педагога Е.Е.Лансере, Шухаева приглашают занять должность профессора кафедры рисунка в Академии художеств Грузинской ССР. Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет.

Наступил новый этап в творчестве художника. В Тбилиси параллельно с работой в театре, он вновь начинает заниматься станковой живописью и графикой. С 1949-1951 годы Шухаев создает серию графических портретов деятелей грузинской культуры, вновь подтверждая свое мастерство блестящего рисовальщика. На зрителя смотрят умные, серьезные и одухотворенные лица – это лучшие представители творческой интеллигенции. Узнаваема манера письма художника: карандашной растушевкой формируется объемно-пластическая моделировка, выразительные линии рисунка добавляют законченность, светотени и блики ложатся строго по классическим канонам. «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма.

В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Невероятная работоспособность и любовь к своему ремеслу позволили Шухаеву сохранить свое мастерство. С 1958-1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. В 1968 году в залах Академии художеств СССР в Ленинграде открылась последняя прижизненная персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника. И хотя на ней было представлено творчество Шухаева далеко не полным, выставка показала, что в истории русского и советского искусства этот художник занимает особое место.

14 апреля 1973года В.И.Шухаев скончался и похоронен в Тбилиси.