войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Натюрморт, Пейзаж, Портрет
Стиль: Модерн
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1918
Размер: 120×120 см
Работа в подборках: 120 подборок

Описание картины «Купчиха за чаем»

В 1918-м, когда была написана «Купчиха за чаем», эйфория, которую Кустодиев испытывал в связи с революцией, сошла на нет. Это были окаянные дни: голод, нищета, сомнения. Жена Кустодиева – Юлия – ходила по воскресеньям пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, - дровами. Сам Борис Михайлович взялся – в добровольно-принудительном порядке – прихорашивать Петроград по случаю революционной годовщины. В письме театральному режиссеру Василию Лужскому Кустодиев писал: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке - всего этого я лишен».

Зная эти обстоятельства, непросто принять за чистую монету «Купчиху за чаем» со всем ее мясо-молочным гедонизмом, вызывающей телесностью и сдобным спокойствием.

Современники Кустодиева находили в ней горькую иронию. Особенно сознательные наделяли картину сатирической интонацией: им казалось, что Кустодиев – теперь уже советский художник – нарисовал карикатуру на купеческое сословие, эдакую леди Макбет Мценского уезда. Только по прошествии десятилетий стало очевидно, что эта картина – одна из самых личных у Кустодиева. И уж, конечно, художник писал ее без фиги в кармане.

Из ряда типичных кустодиевских купчих (1, 2, 3) эта выделяется еще и тем, что является в некотором роде портретом «воображаемого друга» - той родины, которой Кустодиев лишился, но яростно, безнадежно, болезненно помнил.

Жаркое зеркало самовара не отражает революционных пожарищ. Залпы «Авроры» не оскверняют полуденной неги – слышно лишь, как на соседнем балконе мешают серебряной ложечкой чай. Чуть заметно колышутся телесные холмы. В небесных глазах – ни намека на мысль, упоительный русский дзэн. Нет, это не та птица-тройка, что несется куда-то, не слушая поводьев и не разбирая дороги. Это Россия, в которой время пить чай. Где ты теперь, дай ответ. Не дает ответа.

Автор: Андрей Зимоглядов
Комментарии
Другие работы художника
Портрет Наталии Илларионовны Зеленской
Портрет Наталии Илларионовны Зеленской
1912, 106×62 см
В низовьях Волги
В низовьях Волги
XX век
Портрет Т. Н. Чижовой
Портрет Т. Н. Чижовой
1924, 98×80.5 см
Деревенский праздник. Фрагмент
Деревенский праздник. Фрагмент
1910
Портрет профессора гравирования В.В. Матэ
Портрет профессора гравирования В.В. Матэ
1902, 125×151 см
Степан Разин
Степан Разин
1918, 98×72 см
Купчиха и домовой
Купчиха и домовой
1922, 12.5×22.8 см
$54
Цифровая копия
Портрет Николая Константиновича Рериха
Портрет Николая Константиновича Рериха
1913, 60×52.5 см
Обложка к книге "Русь. Русские типы Б.М. Кустодиева"
Обложка к книге "Русь. Русские типы Б.М. Кустодиева"
1923, 27×21 см
Рекомендуемые работы
Хосе Родригес. Быстрее ветра. Парусная регата
Быстрее ветра. Парусная регата
2024, 60×90 см
$938
Оригинал
Алекс Дi. Завораживающая взглядом
  • Реклама
Завораживающая взглядом
70×70 см
$372
Копия
Ольга Шацкая. Цветение
  • Реклама
Цветение
2024, 80×60 см
$478
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$418
Оригинал
Дарья Мотовилова. Царевна-лебедь вятская
  • Реклама
Царевна-лебедь вятская
2025, 100×80 см
Оксана Токарева. 9 кругов чего?
  • Реклама
9 кругов чего?
80×60 см
$777
Оригинал
Polina Razumova. Котенок в пруду
  • Реклама
Котенок в пруду
2024, 40×60 см
Ксения Кит. Морская рапсодия, от гребня к штилю. Диптих.
  • Реклама
Морская рапсодия, от гребня к штилю. Диптих.
2025, 70×180 см
Алекс Дi. В поиске себя
  • Реклама
В поиске себя
2025, 70×70 см
$613
Копия
Оксана Токарева. Квартирный вопрос только испортил их
  • Реклама
Квартирный вопрос только испортил их
2025, 70×80 см
$657
Оригинал