Выдающийся американский портретист XVIII века Джон Синглтон Копли создал множество портретов бостонских нуворишей, вышедших из городских низов, но сумевших сделать «из воздуха» грандиозные состояния.
«Портрет Джона Хэнкока» в этой галерее – один из ярчайших.
Джон Хэнкок (1737-1793) был сыном ничем не примечательного массачусетсткого священника. А вот дядя Джона владел в Бостоне крупнейшей трансатлантической фирмой по доставке грузов. Джону исполнилось семь лет, когда после смерти отца его усыновил богатый дядюшка, давший ему путёвку в жизнь, образование в Гарвардском колледже и навыки прибыльной коммерции. В двадцать пять Хэнкок уже был полноправным партнёром своего дяди в бизнесе, а через год, когда дядюшка отдал богу душу, стал единоличным владельцем его империи. Имя Хэнкок стало в Бостоне синонимом вопиющей роскоши. Яркие шёлковые и бархатные костюмы Хэнкока слепили глаза. Его ядовито-желтый экипаж рассекал по улицам Бостона, а особняк ломился от дорогой мебели, тканей, фарфора и коллекционных вин с острова Мадейра, которые Хэнкок импортировал. В Бостоне его звали просто и без затей: «Король Хэнкок».
В 1765-м году Хэнкок решил, что пора бы украсить особняк, унаследованный от дяди, собственным портретом – и пригласил для работы Копли. Интересней всего, что Копли неожиданно написал Хэнкока в манере почти аскетической. Его темно-синий сюртук сшит не из шёлка и не из бархата, а из простой шерстяной ткани, его парик очень скромен, а сидит «король Хэнкок» на простом деревянном стуле. На столе лежит гроссбух и небольшая чернильница. Хэнкок показан так, будто сам ведёт бухгалтерию.
Зачем же понадобилась такая «игра в скромность»? Затем, что финансовое благополучие Хэнкока подталкивало его конвертировать экономический капитал в политический. Он собирался податься из бизнеса в политику, где как раз формировался республиканский идеал человека из народа и в чести были кальвинистские добродетели. Портрет миллионера, пренебрегшего роскошью и самостоятельно сводящего дебет с кредитом, стал прекрасным пиаром. Джон Хэнкок поддержал Американскую революцию, стал первым губернатором Массачусетса и особо прославился тем, что оставил самую крупную подпись под Декларацией независимости Соединённых штатов.
Копли написал еще два портрета Хэнкока между 1770-м и 1772 годами (
первый хранится в Историческом обществе штата Массачусетс, второй – в частной коллекции), а также
портрет его жены, представленный в Музее изящных искусств Бостона.
Автор: Олег Выбыванец