Картина
«Ида читает письмо», написанная в 1899 году, была одной из первых работ, которые Вильгельм Хаммерсхёй создал в квартире на улице Страндгед в Копенгагене. Дом номер 30, где художник жил со своей женой Идой с 1898-го по 1909 год, сыграл решающую роль в развитии его уникальной эстетики. До этого переезда интерьеры, которые изображал живописец, были не более ценны, чем его портреты, архитектурные и природные ландшафты. Но скудно меблированное пространство на Страндгед с непокрытыми деревянными половицами, перпендикулярными стенными молдингами, угловыми печами и цельными белыми дверями быстро стало центральной темой творчества датчанина. Стремясь отобразить световые эффекты на различных поверхностях и человеческой фигуре, он переставлял лаконичный реквизит – столы и стулья, пианино, диван. Моделью ему чаще всего служила супруга.
Серебристо-серая палитра этой работы и отсутствие сентиментальности демонстрируют поразительное сходство с картинами
Джеймса Макнейла Уистлера. Этот американский постимпрессионист оказал большое влияние на Хаммерсхёя, который впервые увидел произведения коллеги на Всемирной выставке в Париже в 1889 году и безуспешно пытался встретиться с ним в дальнейшем. Оба художника любили представлять женщин в пустых комнатах, используя ограниченную цветовую гамму, задававшую определённое настроение любой композиции. Постановка модели в профиль и неслащавое поведение напоминают культовую картину Уистлера
«Аранжировка в сером и чёрном №1. Мать художника» (1871). В 1891 году полотно купило французское государство, и Хаммерсхёй видел его в Люксембургском музее в Париже. В своей работе он усилил ощущение абстракции, устранив лишние детали и почти полностью положившись на игру цветов и геометрических форм.
Но в этой сцене видно влияние не только Уистлера. Тонкое использование света, приглушённые тона и выбор темы указывают на картину
«Дама в голубом, читающая письмо» голландского мастера XVII века
Яна Вермеера, который был образцом для Хаммерсхёя. В 1887 году датчанин совершил поездку в Голландию, где увидел работы своего предшественника. Сопоставив два полотна, можно понять, на что ориентировался Хаммерсхёй, создавая свою композицию. Его картина стала почти зеркальным отражением произведения Вермеера: обе женщины стоят в одинаковых позах, склонив головы над письмами, их причёски и одежда – несмотря на более чем двухсотлетнюю разницу – заметно похожи, стол слегка заслоняет фигуру, а всю сцену заливает свет из непрямого источника.
Именно свет играет самую значительную роль и является определяющим элементом в композициях Хаммерсхёя. В его интерьерах
«свет – главный субъект... скудный датский зимний свет, свет серой погоды почти без цвета, тепла или радости, но богато насыщенный нюансами. Это свет, который льется на холст и определяет пространство... обычно непрямой, потому что Хаммерсхёй, конечно же, знает, что непрямой свет зачастую самый красивый», – писали кураторы Ханне Финсен и Инге Вибеке Рашкоу-Нильсен в эссе к ретроспективной выставке 1981 года в Копенгагене.
Картина «Ида читает письмо» участвовала в выставках в Копенгагене, Лондоне и Гамбурге, но с момента своего создания принадлежала частным коллекционерам. В июне 2012 года она была выставлена на аукцион Sotheby’s с предварительной оценкой в 500-700 тыс. фунтов стерлингов (до миллиона долларов США) и произвела фурор, когда молоток упал на отметке в 1,7 млн фунтов стерлингов (2,6 млн долларов). Этот результат стал наглядным подтверждением того, что Вильгельм Хаммерсхёй, забытый после своей смерти в 1916 году, вновь занимает надлежащее место в плеяде скандинавских жанровых живописцев.
Автор: Влад Маслов