войти
опубликовать

Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль

Василий Андреевич Тропинин • Живопись, 1846, 106×84.5 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Романтизм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1846
Размер: 106×84.5 см
Работа в подборках: 11 подборок

Описание картины «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль»

В середине 40-х годов Василий Тропинин достигает пика признания и славы в Москве, но, вместе с тем, его главные заказчики стареют, их дети и внуки начинают заказывать портреты модным молодым портретистам. Тропинин скоро начнет терять популярность. Молодое поколение художников очаровано Брюлловым, подражает южному колориту его картин, а заказчицы все чаще хотят выглядеть так же импозантно, как брюлловские итальянки и одалиски. «Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль» Тропинин пишет в этот переломный момент: его популярность беспрецедентна, его слава вскоре предсказуемо померкнет.

Но пока он главный московский портретист – и сам Брюллов недоумевает, когда ему московская знать заказывает портреты: «у вас же есть свой портретист». Тропинин пишет местных дворян и купцов, их семьи – он видит, как растут дети и меняются целые поколения. Его знаменитые домашние «халатные» портреты стеновятся семейным архивом и семейной историей.

В журнале «Москвитянин» анонимный автор напишет в 1849 году: «Великое знание дела и добросовестный труд известного портретного живописца В. А. Тропинина достигли той совершенной истины, которой перестаешь уже удивляться и которая становится, если позволительно такое выражение, безыскусственной по гениальной естественности своей…Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аксидента поля. Отдаленный горизонт, дерево, цветок, лежащая под рукой книга, резьба мебели, разнообразие тканей, пушистость мехов - все преисполнено строжайшей, очаровательной верности... Но замечательно, что при всей этой оконченности всей обстановки ракурс Тропинина таков, что главный предмет не перестает господствовать над картиной и вместе с тем отделяется от рамы, не выглядывая из нее как из отворенного окна».

Все эти достаточно точные характеристики метода Тропинина легко отыскать и в автопортрете: «очаровательная верность» деталей ближнего и дальнего плана, которые не подавляют и не затмевают главного – фигуры портретируемого. Можно было бы подумать, что художник достаточно самонадеянно и тщеславно пишет собственную фигуру на фоне Кремля. Можно было бы, не будь это Тропинин. Он был поразительно скромным человеком, который полжизни боролся за личную свободу – и получил вольную в качестве пасхального подарка только в возрасте 47 лет. Когда в 1833 году в Москве открылся первый публичный художественный класс, где бесплатно могли получить образование бедняки, Тропинин начал посещать его в качестве преподавателя совершенно бескорыстно. Он не брал денег за свое учительство и не давал частных платных уроков, но каждому искренне заинтересованному начинающему художнику был готов помочь советом. Ученики московского класса говорили о нем как о самом чутком и влиятельном учителе.

Бывший крепостной, а теперь свободный художник, Тропинин вел очень скромный образ жизни, не участвовал в светских собраниях, но принимал у себя дома самых передовых и знаменитых писателей, издателей, художников. Выходил к гостям, даже самым именитым, в неизменном рабочем халате. Здесь, в «Автопортрете на фоне окна с видом на Кремль» он в том же рабочем халате, а не в парадном костюме. И если художник собирался о чем-то заявить, расположив собственную фигуру на фоне главной московской достопримечательности, то скорее – о благословенной возможности свободно жить и работать в любимом городе, о возможности влиять на судьбу русского искусства и воспитывать юных художников, не зависимо от их достатка.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии