войти
опубликовать

Хуан
Грис

Испания • 1887−1927
Хуан Грис (23 марта 1887 года, Мадрид — 11 мая 1927 года, Булонь-Бийанкур) — выдающийся художник и скульптор из Испании. Настоящее его имя — Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес: впоследствии он заменил его на более удобный и легко запоминающийся псевдоним. Хосе родился в семье состоятельного торговца и был самым младшим из тринадцати детей. Интерес и способности к живописи обнаружились у талантливого мальчика уже в возрасте семи лет, приблизительно в это же время финансовые дела его отца пришли в упадок. Хуану Грису пришлось помогать семье: свои первые деньги он заработал, продавая свои графические работы в местные газеты.

Начальное образование Грис получил в Школе Промышленности, куда пошел учиться по настоянию родителей. Однако интерес к искусству победил, и он забросил учебу ради уроков живописи. Наставником Хуана был известный портретист Хосе Морено Карбонеро, владелец частной школы в Мадриде. В возрасте 19 лет будущий мастер кубизма, художник Хуан Грис переехал в Париж, где и прожил безвыездно до конца своей жизни. Произошло это не только из-за того, что здесь он нашел все, что нужно для активной и плодотворной творческой жизни: была и более прозаическая причина. В Испании военнообязанный юноша не явился на службу в положенное время, покинув страну без документов. Паспорта у него не было всю жизнь, и это ограничило его возможность путешествовать.

Особенности творчества художника Хуана Гриса: в самом начале своего творческого пути, как и многие авторы того времени, он создавал рисунки в модернистском стиле. Позднее, уже во время обучения в Париже, Грис попал под влияние символизма, но интерес к нему быстро исчез. Не будучи сторонником консерватизма, к которому имел склонность учитель Карбонеро, Хуан стал искать то, что наиболее точно соответствовало его видению мира: эти поиски завершились, когда Грис увлекся кубизмом. Позднее он стал основоположником нового ответвления этого направления — синтетического кубизма.

Известные картины Хуана Гриса: «Жалюзи», «Скрипка и стакан», «Портрет Пикассо», «Мужчина в кафе», «Гитара на стуле», «Бутылка и нож». В качестве иллюстратора художник работал с известным французским авангардистом Гийомом Аполлинером, Пьером Риверди и чилийским писателем Висенте Уидобро.

Картины Хуана Гриса: эволюция творчества

Знакомство в Париже с художниками Монмартра стало ключевым моментом в творческой биографии Хуана. Через какое-то время он окончательно разрывает все отношения с издательствами и больше уже не возвращается к рисунку. Острополитические и сатирические карикатуры больше не интересуют художника.

Поначалу его привлекала манера Сезанна: он же был любимым живописцем Гриса. Однако по мере оттачивания своего собственного мастерства, он постепенно охладевает к постимпрессионизму и экспрессионизму. Наибольшее влияние на становление Хуана как мастера абстрактной живописи оказало творчество Пикассо, Леже, а также основателя кубизма Жоржа Брака. Для первых значительных картин Хуана Гриса, написанных в Париже, характерны черты именно этого направления.

Стиль, в котором предпочел работать художник, называется аналитический кубизм. Для него характерны расплывчатые, практически отсутствующие границы между формой предметов и окружающим их пространством, хаотичность расположения объектов, переливающиеся цвета и множество пересекающихся граней. В таком духе написана, например, известная картина Хуана Гриса «Гитара и цветы», а также несколько других произведений с датой создания до 1912 года.

Далее творчество художника эволюционирует: он анализирует работы Брака и вырабатывает на основе его идей собственную манеру рисования. В его картинах этого периода чувствуется большая, чем в работах его коллег, материальность: они обладают объемом и пластичностью, имеют сходство со скульптурой и архитектурой, которыми увлекался Грис. Полотнам присуща меньшая декоративность, чем у Пикассо или Брака, а также большее сходство с изображаемыми объектами. К известным «синтетическим» работам Хуана относятся «Бокал и газета», «Шахматная доска», «Фруктовая чаша». В 20-х годах манера художника стала менее суровой: линии смягчились, на полотнах стали преобладать крупные формы и обширные поверхности.

Перейти к биографии