войти
опубликовать

Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный)

Тамара Лемпицка • Живопись, 1928, 130×81 см
Комментарии
1
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Артдеко
Техника: Масло, Карандаш
Материалы: Холст
Дата создания: 1928
Размер: 130×81 см
Работа в подборках: 15 подборок

Описание картины «Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный)»

Портрет Тадеуша Лемпицки – своеобразная метафора брака взбалмошной художницы и польского аристократа. Уделив несравненно больше внимания его созданию, чем портретам других мужчин (рисовать женщин Тамаре нравилось куда сильнее), левую руку бывшего мужа Лемпицка так и оставит недописанной – на ней он носил обручальное кольцо.

С бала на корабль


А начиналась их совместная жизнь как в сказке. Шестнадцатилетняя Тамара влюбилась в самого красивого холостяка Варшавы – молодого юриста Тадеуша Лемпицки. Как и будущая художница, он много времени проводил в Санкт-Петербурге, где и начался их роман.

Будучи еще очень юной особой, Тамара уже отличалась эксцентричностью, целеустремленностью и точно знала, что делать, чтобы достичь желаемого. На один из столичных балов-маскарадов она явилась в наряде крестьянки, причем в сопровождении пары гусей на позолоченном поводке. Ее трудно было не заметить, обратил свой взор на девушку и Тадеуш.

В 1916 году влюбленные с большой помпой отпраздновали свадьбу, в этом же году появилась на свет их дочь Кизетт. Но счастье было мимолетным: его разрушила революция. Тадеуш был арестован чекистами, и, чтобы освободить мужа из застенков, Тамаре пришлось задействовать свои дипломатические связи (по одной из версий – уступить ухаживаниям шведского консула, чтобы добыть супругу иностранный паспорт и вывезти из России).

Но несколько месяцев, проведенных в тюрьме, сломали Тадеуша. Из блистательного франта он превратился в депрессивного брюзгу, не покидающего диван дешевого гостиничного номера в Париже, куда они перебрались летом 1918 года. Когда начали заканчиваться средства, вырученные Тамарой от распродажи последних драгоценностей, ей пришлось вспомнить об уроках живописи, которые она брала еще ребенком.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: так революция, арест мужа и его неспособность перестроиться под новые реалии явили миру блистательную диву ар-деко Тамару Лемпицку.

Из грязи в баронессы


Пока репутация художницы набирала обороты, привлекая все новых заказчиков, стремительно росли и ее связи. А в них, по воспоминаниям собственной дочери, Лемпицка была не особо разборчива. Она охотно завязывала романы как с мужчинами голубых кровей, так и с женщинами, с которыми могла знакомиться буквально на улице.

Бесконечные похождения жены не устраивали Тадеуша, и во время своего путешествия в Польшу он, не растерявший былой привлекательности, очаровывает перспективную девушку на выданье – дочь владельца крупнейшей фармацевтической фабрики Ирену Шписс. Тамара не готова была так быстро сдаться, ведь она все же любила его, несмотря ни на что. Трижды наведывалась художница в Варшаву, чтобы вернуть супруга, но напрасно – в 1928 году он оформил развод и остался там навсегда.

Лемпицка тяжело переживала разрыв и чувствовала себя глубоко несчастной. «Я дама? Нет! Я несчастное существо, истерзанное, без родины, без корней, всегда одинокое», – жаловалась она своему очередному сердечному другу – итальянскому архитектору Джино Пуглиси. Ее неподдельные чувства к бывшему мужу нашли отражение и в портрете Тадеуша. Мало кто из мужчин выходил из-под кисти Лемпицкой настолько эффектным и мужественным. Образы остальных часто были малопривлекательны и даже несколько карикатурны – неважно, писала она принца, великого князя или маркиза.

Конечно, такая женщина как Тамара не могла долго оплакивать крах своего брака, и в буквально том же году она обзавелась новым богатым и влиятельным покровителем – бароном Раулем Куффнером. Но это уже совсем другая история.

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии(1)