Тамара (де) Лемпицка (польск.
Tamara Łempicka, при рождении Мария Гурвич-Гурска; 16 мая 1898, Варшава, Польша – 18 марта 1980, Куэрнавака, Мексика) – американская художница из семьи русского еврея и польки, ставшая олицетворением гламура и направления ар-деко. В юности, живя в Санкт-Петербурге, встречает будущего мужа Тадеуша Лемпицкого, с которым бежит из России, спасаясь от революции. Из-за нехватки средств к существованию вынуждена зарабатывать на жизнь рисованием, в чем немало преуспевает благодаря цепкой предпринимательской жилке и безусловной харизме. Многочисленные романы разрушают первый брак, но, будучи уже прославленной художницей и светской дамой, она выгодно выходит замуж во второй раз – за барона Рауля Куффнера, с которым бежит от ужасов Второй мировой войны – на этот раз за океан, в Соединенные штаты Америки. Там Лемпицкой не удается выйти на прежний уровень славы, хотя она переживает новый виток интереса к ее творчеству в 1960-х годах. Проводит остаток жизни в Мексике, даже в преклонном возрасте не изменяя своему привычному богемному образу жизни.
Особенности творчества художницы Тамары Лемпицкой: изобретает собственный коктейль из умягченной версии кубизма, четкой геометрии драпировок и локонов античных статуй, сбрызнув лаковым лоском и прямолинейностью чистого цвета. Умело балансировала на грани чувственности и эротизма, оперативно реагируя на остроактуальные запросы буржуазной публики Парижа 1920-х (
1,
2,
3).
Известные картины Тамары Лемпицкой: «Автопортрет в зеленом Бугатти»,
«Сон (Рафаэла на зеленом фоне)»,
«Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный)»,
«Прекрасная Рафаэла».
Старые мастера и смутные времена
Тамара родилась в состоятельной и уважаемой семье русского еврея Бориса Гурвич-Гурского, адвоката французской торговой компании, и польской светской львицы Мальвины Деклер. Она посещала школу-пансион в швейцарской Лозанне, а зиму 1911 она провела с бабушкой на французской Ривьере и в Италии, где ей впервые представилась возможность познакомиться с признанными мастерами живописи Возрождения.
В 1912 году беззаботная жизнь юной барышни проделала первый кульбит. Родители развелись (по другим сведениям – отец покончил с собой), а она отправилась в Санкт-Петербург к тете Стефании, когда мать собралась замуж во второй раз. Тамара погрузилась в сверкающий блеск дореволюционной российской столицы – с балами-маскарадами и светскими раутами, где она и повстречала свою любовь. Тадеуш Лемпицкий был многообещающим юристом, писаным красавцем и завидным женихом. Он и стал ее первым значительным трофеем.
Революция застала молодую семью врасплох. Тадеуша арестовало НКВД, и Тамара всеми правдами и неправдами вытащила его из тюрьмы. После скитания по Европе они осели в Париже, где жили в дешевых апартаментах, распродавая оставшиеся драгоценности. Тадеуш не смог найти себя в новой жизни, и Тамаре с годовалой дочерью на руках пришлось взять роль главы семьи и добытчицы на себя.
В то время многие аристократки, и иммигрантки в их числе, пробовали себя в живописи. Тамара решила последовать их примеру. Понимая, что для того, чтобы выжить в конкурентной среде, ей нужно постараться выделиться среди прочих. А это она умела: уже очень скоро ее имя было у всех на устах: красивая, дерзкая, уверенная в себе и не ведающая запретов и границ, Лемпицка прославилась своим образом жизни едва ли не больше, чем художественными талантами.
Главное украшение Парижа
Сначала она брала уроки живописи у
Мориса Дени, а затем стала ученицей
Андре Лота, под влиянием которого она и сформировала свой рафинированный, гламурный и в меру авангардный стиль.
«Я украсила Париж не меньше, чем Эйфелева башня», – писала Лемпицка в дневнике. А представители парижского бомонда желали, чтобы их гостиные украшали портреты кисти модной «салонной кубистки». Тамара лихо заламывала за них 50 тысяч франков (около 20 тысяч долларов в нынешнем эквиваленте), а запись в листе ожидания велась на полгода вперед.
Пока карьера художницы и ее слава росли в геометрической прогрессии, брак окончательно шел ко дну. Тадеуш, не выдержав головокружительных романов жены, сбежал в Варшаву и оформил развод. Тамара хоть и оплакивала разрушенную семью, но весьма недолго: на горизонте забрезжил новый перспективный ухажер.
Венгерский барон Рауль Куффнер появился в мастерской Лемпицкой вместе со своей экзотической пассией, андалусской танцовщицей Наной Эррерой, чтобы заказать художнице ее портрет. Тамара повела себя как высококлассная стерва, заставляя модель часами сидеть практически обнаженной, пока сама принимала ванну, и написала ее почти
карикатурно, так что Рауль быстро охладел к танцовщице.
Поначалу Лемпицка не принимала ухаживания барона всерьез, ссылаясь на свою занятость. Но в конце концов она осознает выгодность партии и в 1934 году принимает его предложение руки и сердца.
«Мой первый муж был очень красив. У второго был характер», – резюмирует Тамара.
В Новом свете
Вскоре в Европе подуют тревожные ветры – предвестники Второй мировой войны. Лемпицка, наученная горьким опытом, уговаривает Рауля распродать фамильную недвижимость в Венгрии, спрятать деньги в швейцарских банках и отправиться за океан, подальше от смуты.
Там ей пришлось зажигать свою звезду по новой. Сначала ей неплохо это удавалось: Тамара водила знакомства со звездами Голливуда, которые охотно заказывали ей свои портреты. Но Лемпицкой, всегда державшей руку на пульсе времени, не удалось подстроиться под новые веяния американских 1940-х. Ее по-прежнему звали на светские мероприятия, но уже в новом качестве – эксцентричной художницы, «баронессы с кисточкой», автора «забавных картин».
Лемпицка пыталась заново изобрести свой стиль, пробуя набить руку в сюрреализме, но в этот раз чутье и талант изменили ей (
1,
2). Когда в 1943 году они с Куффнером переехали в Нью-Йорк, тамошние арт-критики очень прохладно встретили ее. Тамара продолжала упорно работать, несмотря на то, что ультрамодные поп-арт и абстракционизм так и не покорились ее кисти.
В 1962 году барон Куффнер умер от сердечного приступа. И тут Лемпицка вспомнила о дочери Кизетт, которую когда-то отдала на попечение своей матери, так как устала выдавать ее за свою младшую сестру. Художница переехала к ней в Хьюстон, где прожила несколько лет, пока новая любовь не завела Тамару в Мексику.
Восставшая из пепла
Эта удивительная женщина в свои 76 лет ухитрилась еще раз покорить сердце мужчины. Мексиканский скульптор Виктор Контрерас мужественно сносил капризы своей зазнобы, которая была вдвое старше его и не желала мириться с наступающей на горло старостью. Ему пришлось избавиться от всех зеркал в доме, поскольку столкновение с ними могло обернуться для художницы длительной истерикой.
В конце концов Тамара снова вернулась к дочери и продолжала изводить уже ее до самой своей смерти. Согласно последней воле Лемпицкой – такой же эксцентричной, как и вся ее жизнь – ее прах был развеян над вулканом Попокатепетль в Мексике.
Интерес к творчеству Тамары Лемпицкой начал возрождаться еще при жизни: сначала после юбилейной выставки в Париже в 1966 году, а затем неожиданный успех ожидал экспозицию в Люксембурге в 1972 году. Художница даже начала получать заказы на реплики своих иконических картин вроде «Автопортрета в зеленом Бугатти» или «Прекрасной Рафаэлы», но ее рука была уже не столь уверенной, да и глаза тоже подводили.
Зато сегодня Лемпицкую относят к наиболее успешным художницам 20 века, чьи картины хранятся в лучших галереях мира и в общей сложности принесли уже более 100 миллионов долларов на аукционных торгах. Она стала феминным арт-символом своей эпохи, а среди почитателей и коллекционеров картин художницы Тамары Лемпицкой числятся такие известные личности как Барбра Стрейзанд, Джек Николсон и Мадонна.
Автор: Наталья Азаренко