войти
опубликовать

Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба

Сальвадор Дали • Живопись, 1959, 410×310 см
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1959
Размер: 410×310 см
Работа в подборках: 13 подборок

Описание картины «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба»

«Открытие Америки Христофором Колумбом» (часто – «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба») было написано в 1958-1959 годах. Этой картине предшествовала «Сантьяго-эль-Гранде (Сантьяго де Компостелла)», на которой изображён святой Иаков Компостельский (или Иаков Зеведеев), покровитель Испании. Дали говорит, что на этих полотнах он впервые передал экзистенциалистскую дрожь: дрожь за единство отечества.

Через два года после завершения «Открытия Америки» он написал третью историческую работу «Битва при Тетуане», на которую его вдохновила одноимённая картина Мариано Фортуни из Музея современного искусства в Барселоне.

«Открытие Америки Христофором Колумбом» было важным шагом в творчестве Дали того периода. Здесь впервые манера его «корпускулярного периода» сводится воедино и тесно смешивается с предыдущими стилями. В интервью от 1972 года художник сказал, что хотел отдать дань уважения Диего Веласкесу. С другой стороны – это казалось ему более важным с технической точки зрения – в процессе он использовал значительно увеличенные линии фотогравировки, чтобы перенести на холст изображение «Христа святого Иоанна Креста». Они смешиваются с великолепными алебардами испанских воинов с картины Веласкеса «Сдача Бреды».

Может показаться странным, что Дали решил написать картины, прославляющие его страну, а затем изобразить Колумба, открывающего Америку. Однако для него это был принципиальный вопрос. Споры о том, был ли мореплаватель испанцем или итальянцем (он родился в Генуе и учился в Павии) не утихают до сих пор. Он никогда не писал по-итальянски, и на этом основании некоторые историки считают, что семья Колумба вынуждена была бежать из Испании в Италию. Каталонцы твёрдо уверены, что он – их соотечественник, и для Дали это было логическим началом его исторических картин.

Помимо национальности Колумба, вокруг которой тогда велись горячие споры, Дали вдохновляли ещё несколько факторов. Одним из них, без сомнения, стала Гала, которая всегда была его главной музой и подтолкнула к созданию этого четырёхметрового шедевра. Другим – приближающееся 300-летие со дня смерти Веласкеса, которого почитал художник. И, наконец, галерея Хантингтона Хартфорда, который заказал ему эту работу, находилась на площади Коламбус-Сёркл в Нью-Йорке. Комбинации этих моментов было достаточно, чтобы воодушевить Дали на восхитительные вершины творчества.

В верхней части картины, в центре, изображены король Фердинанд и королева Изабелла, благословляющие Колумба на исследование Нового Света. Летящие кресты справа, копья, штандарты и древковое оружие, которые поднимают юноши ниже, – это прямые отсылки к «Сдаче Бреды» Веласкеса. Так Дали выражает почтение испанскому мастеру XVII века, который оказал на него огромное влияние.

Центральная фигура картины – это молодой Колумб, который ведёт один из своих кораблей к берегу Нового Света. Правой рукой он устанавливает на только открытой земле стяг с изображением Галы в образе Девы Марии (по другим данным, это святая Елена, мать императора Константина – основателя Константинополя и Византийской империи, сильно повлиявших на развитие западной цивилизации). Справа от Колумба находится коленопреклонённый монах с крестом – сам Дали – а фигура, полностью скрытая под плащом, в нижнем правом углу фигура представляет интроспективную, скрытую сторону Галы.

На переднем плане находится панцирь морского ежа, который, по словам Дали, символизирует орбиту искусственных спутников Земли, которые запустили в те годы СССР и США. Тем самым художник сравнивает открытие Америки с началом освоения космоса.

В левом нижнем углу выходящего на берег Колумба приветствует полупрозрачный священнослужитель. Это святой Нарцисс, епископ Жироны, убитый в собственном аббатстве. В легенде говорится, что всякий раз, когда иностранные захватчики подойдут к его гробнице, их будут прогонять огромные облака оводов. Изобразив покровителя Жироны вышедшим навстречу мореплавателю, Дали однозначно даёт понять, что считает Колумба каталонцем.

Этой картиной Дали прежде всего отдаёт дань уважения своему испанскому католическому наследию. Гала на знамени Колумба также символизирует то, что именно она помогла художнику открыть для себя Америку. Гала в значительной мере несла ответственность за многие выходки Дали, которыми он прославился и в результате занял ведущее место в истории мирового искусства.
Комментарии