Это было неожиданно. Гладкая, томная, до стерильности правильная Леда-Гала обнимает анатомически безупречного Лебедя-Зевса. Считывание классического мифа о Леде дается без всякого напряжения зрения, не требует знания тонкостей личной «далинистской мифологии» художника и всех значительных трудов Зигмунда Фрейда.
«Атомную Леду» написал художник, который до сих пор всегда писал иначе:
обезглавленные женские тела, из которых кровь стекает в аккуратный бассейн,
афганская борзая, лапа которой при пристальном рассмотрении превращается в вазу, а при еще более пристальном – в лицо поэта Лорки,
мягкие часы и
горящие жирафы,
вытянутая ягодица Ленина, подпираемая костылем,
антропоморфные руины и
ребрышки ягненка у Галы на плече, бесформенные гигантские мягкие тела, парящие над пустыней. И вдруг – возвращение к классицизму. Что же произошло? Что стало причиной такого резкого поворота и был ли этот поворот сдачей сюрреалистских позиций?
В 1940 году в Америку уехал Дали-сюрреалист. А в 1948 вернулся в Испанию, в Порт-Льигат, Дали-католик и Дали-исследователь. Причем, одно другому не мешает. Этот новый Дали заявляет, что впредь собирается объединить классицизм, духовность и квантовую физику. И в этом не видит никаких противоречий.
8 лет, проведенные в Америке, стали для Дали временем шоу-бизнеса. Он написал очень мало картин за это время, но с азартом взялся за литературу: выходит автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и даже роман «Скрытые лица». А кроме того Дали сотнями создает эскизы мебели, театральных декораций, витрин. К нему приходит скандальная слава, которая быстро приносит деньги, особый светский статус и привилегии. Война проходит как-то мимо него. И только атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки потрясают Дали и занимают отныне все его мысли. Мир для него перевернулся, все силы его блестящего ума и уникальной интуиции брошены на то, чтоб разгадать новый миропорядок, измерить собственным паранойя-критическим методом размер и суть больших перемен, случившихся с миром. Теперь он думает только о расщеплении атома и провозглашает новый период в творчестве - «атомно-мистический». И «Атомная Леда» станет первой картиной этого периода.
Конечно, Дали не становится реалистом, хотя отдельные элементы картины вполне узнаваемы, слишком узнаваемы и понятны. И как будто этого мало – Дали использует настоящие научные расчеты, чтобы выстроить композицию картины с геометрической точностью. На ней можно мысленно начертить пентаграмму – и центральное изображение впишется в нее безупречно. Но Дали использует один важный эффект, который включает мистическое ощущение и без которого этот сюжет стал бы просто скучной журнальной иллюстрацией или салонной картинкой. Здесь ничто ни с чем не соприкасается. Леда обнимает, но не касается лебедя, ноги Леды не касаются книг, море не касается берега, а словно нависает над ним, даже архитектурный декор не касается постамента, на котором не-восседает Леда.
Новейшие научные исследования, за которыми Дали тщательно следит и изучает, становятся для него источником нового художественного стиля. Антиматерия, расщепление атома… Вот она настоящая мистика.
Автор: Анна Сидельникова