войти
опубликовать

Низвержение восставших ангелов. Диптих Ад и Потоп. Правая створка

Иероним Босх • Живопись, 1515, 69×36 см
$52
Цифровая версия: 301.4 kB
830 × 1600 px • JPEG
26.1 × 50 см • 81 dpi
14.1 × 27.1 см • 150 dpi
7.0 × 13.5 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1515
Размер: 69×36 см
Контент 18+
Работа в подборках: 22 подборки
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Низвержение восставших ангелов. Диптих Ад и Потоп. Правая створка»

Две двухсторонних панели «Ад» и «Потоп», представленные в музее Бойсманса ван Бёнингена (Роттердам), по всей вероятности, являются боковыми створками утраченного триптиха. Они очень плохо сохранились. Предполагают, что темой центральной створки также мог быть страшный суд или всемирный потоп (см. все сохранившиеся изображения триптиха - с внешних и внутренних створок - 1).

Левая створка со сценой ветхозаветного потопа, описанного в Книге Бытия, сохранилась несколько лучше остальных. На ковчеге, представленном в виде большого деревянного баркаса, хорошо различимы четыре пары библейских персонажей: Ной с женой и трое его сыновей Сим, Хам и Иафет с их вторыми половинами. Ковчег закрепился на горе Арарат, потоп закончился, и из отверстия в стенке ковчега вереницей тянутся на сушу, проступившую после того как воды обмелели, пары животных и птиц. Эта закругляющаяся кавалькада из слонов, оленей, пеликанов, жирафов и других обитателей Ноева ковчега по исполнению весьма напоминает хоровод животных из «Сада земных наслаждений».

Однако картина происходящего в створке «Потоп» лишена и намёка на идилличность: например, там отсутствует радуга – знак, благодаря которому библейский Ной понял, что божий гнев иссяк и вслед за этим иссякли и воды потопа. Нижняя часть панели являет жуткую картину погибших человеческих тел и разлагающихся туш животных.

Идея нового потопа как божественного возмездия за нравственное падение человечества при жизни Босха витала в воздухе. В 1499-м году немецкие астрологи даже назвали конкретную дату, когда, по их мнению, может наступить второй потоп и весь мир погибнет – 25 февраля 1524 года. Умерший в 1516-м году Иероним Босх до предсказанного дня не дожил, но полтора-два последних десятилетия его жизни прошли под знаком надвигающихся бедствий и неотвратимых небесных кар, чем отчасти объясняется живой интерес Босха к темам конца света и страшного суда.

Правая створка диптиха изображает горящий город с роящимися в небе и разбросанными по земле дьявольскими фигурами. Мнения о содержании створки расходятся: возможно, здесь изображён ад (демонические сущности на фоне полыхающих вдали пожарищ напоминают о правых «адских» створках триптихов Босха «Страшный суд» и «Воз сена» и полиптиха «Видения загробного мира»), или же, согласно второй, более оригинальной версии, – на створке мы видим землю до потопа, мир, который духовно деградировал и погряз во зле и нечистоте, а люди стали неотличимы от демонов.

На каждой из внешних створок (они, как и внутренние, выполнены в монохромной технике гризайли) размещаются по два тондо – круглых медальона, содержащих сцены, суть которых не до конца ясна (1, 2). Исследователь Ирма Витрок полагает, что сюжеты для этих сценок Босх заимствует из средневековых назидательных историй и проповедей, а искусствовед Ян Мосманс считал все четыре эпизода сценами из жития святого Иеронима, однако обе версии не стали общепринятыми. Мы можем наблюдать, как бесы терзают людей: бьют палками, сбрасывают с лошади, проникают в жилище, но власть бесов над человеческой жизнью не безгранична: в четвёртом тондо Христос благословляет преклонившего колени грешника, очевидно, обещая покаявшемуся человеку освобождение и спасение. Второй прощеный грешник на заднем плане получает белые одежды (знак очищения) из рук крылатого ангела.

«Ад» и «Потоп» - манифест Босха-еретика?


«Аду» и «Потопу» в литературе о Босхе в сравнении с другими его работами отводится ничтожно мало места. Причин несколько: во-первых, дело в очень плохой сохранности красочного слоя, во-вторых, в отсутствии центральной панели, и в-третьих, в самой сложности интерпретации того, что именно изображено на сохранившихся створках и каким смыслом наделял изображаемое Босх.

Вышедшая в 2014-м году книга Линды Харрис «Тайная ересь Иеронима Босха» стремится заполнить этот пробел, давая подробные объяснения всех изображённых на створках сюжетов, в которых автор исследования усматривает непосредственное подтверждение своей теории: Босх, сохраняя видимость добропорядочного католика, на самом деле принадлежал к секте катаров. Это еретическое учение исповедует дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания – добром и злом, причём всё связанное с телесным и материальным миром рассматривается исключительно как зло, а водному крещению, предлагаемому официальной церковью, катары противопоставляли крещение Духом.

По мнению Харрис, изображение событий после потопа в диптихе соответствует не официальной церковной версии, а альтернативной катарской, согласно которой «те, кто спаслись в ковчеге, и дети их грешили и предавали, и многие преступления совершены ими… и они убивали друг друга» – вот почему и после конца потопа их встречает столь безрадостная, мрачная, усеянная трупами земля. «Ной и его семья в странных изношенных костюмах и еврейских шляпах находится в ковчеге, – поясняет Л.Харрис, – В иконографии Босха причудливая одежда всегда означает зло. Людей в таких костюмах можно видеть среди мучителей Христа, например, или среди грешных гостей в картине «Брак в Кане Галилейской». Очевидно, что души восьми человек в Ноевом ковчеге принадлежат Сатане и не заслуживают спасения».

Изображения в тондо, с точки зрения Линды Харрис, отражают представления ранних еретических течений (манихеев, гностиков, богомилов) о коллективной душе, находящейся целиком во власти Сатаны, избавить от которой может только приход Иисуса Христа. Значение некоторых сюжетов внешних створок в этом случае объясняется так: «…человек на коленях в длиннополой одежде, с нестриженными волосами до плеч является, по-видимому, катарским священником или избранным, носителем Святого Духа. Он молится о спасении другой души – женщины, которая бежит из заключения в физическом теле материального мира. Катарское духовное крещение огнём спасает её от адского пламени Сатаны. В то время как церковное крещение водой, принятое Ноем и его семьёй, является лжеспасением, которое сохраняет жизнь физическую и продлевает заключение души в мире Сатаны».

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии