войти
опубликовать

Рой
Лихтенштейн

США • 1923−1997

Биография и информация

Рой Лихтенштейн (англ. Roy Fox Lichtenstein;27 октября 1923, Нью-Йорк, США – 29 сентября 1997, Нью-Йорк, США) – американский художник, одна из самых влиятельных фигур стиля поп-арт. В 60-е годы ХХ века начал создавать картины, основанные на изображениях из журналов комиксов, благодаря чему добился огромной популярности как в Америке, так и за ее пределами. В это же время он начинает писать серию оммажей – отсылок к картинам знаменитых художников, например, Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и Анри Матисса. Кроме того, в разные периоды творчества Лихтенштейн создает скульптуры с узором, имитирующим растровую печать.

Особенности творчества художника Роя Лихтенштейна: он кропотливо работал над каждой картиной, созданной на основе комиксов. Художник не просто копировал изначальное изображение, он изменял композицию, добавлял детали и существенно упрощал цветовую гамму. За основу он брал те же цвета, которые использовал в своих работах Пит Мондриан: красный, желтый, синий, черный и белый. Главной же особенностью работ Лихтенштейна является имитация растровой печати – так называемых «точек Бен-Дэй».

Известные картины Роя Лихтенштейна: «Whaam!», «Blam», «Тонущая девушка», «Смотри, Микки», «В машине», «Желтый мазок».

Однажды сын показал Рою Лихтенштейну страницу из журнала комиксов о Микки-Маусе и спросил: «Спорим, ты не сможешь нарисовать так же хорошо?» Художник с легкостью принял вызов и написал свою первую знаменитую картину «Смотри, Микки». С тех пор комиксы стали неотъемлемой частью его жизни и центральным мотивом его творчества.

Худший художник Америки


Для своей первой работы, с которой начинается «комиксовый» период в его творчестве, Лихтенштейн не случайно выбрал именно Микки Мауса. По словам художника, диснеевский мышонок был тем образом, в котором никому не пришло бы в голову искать хоть что-то от высокого искусства, он, в определенном смысле, был полной его противоположностью. В этом, собственно, и заключалась ценность комиксов для Лихтенштейна. Они были настоящим олицетворением массовой культуры, причем культуры подростковой. Все эти гипертрофированные взрывы, звукоподражания в подписях и нереалистичные герои как нельзя лучше подходили миру тинейджеров с их вечным максимализмом. К культуре комиксов никто даже не пытался относиться всерьез и искать в ярких журналах какие-то художественные достоинства. Собственно, и «культура комиксов» своим появлением во многом должна быть благодарна именно Лихтенштейну. Совсем скоро в обиход войдет термин «графический роман» и начнут вестись разговоры о мрачной эстетике комиксов в стиле нуар.

Однако, в отличие от первоисточников, работы Лихтенштейна подвергались гораздо более жестокой критике. В начале 60-х, после долгих лет жизни в Огайо и Нью-Джерси, он возвращается в родной Нью-Йорк и взрывает американскую культурную столицу своими картинами кричащих цветов с плоскими изображениями печеного картофеля, хот-догов, фритюрниц и стиральных машин. Своей внезапно возросшей популярностью художник был обязан знаменитому арт-дилеру Лео Кастелли, который в 1962 году организовал персональную выставку Лихтенштейна. О том, что к этому моменту он уже был весьма популярной фигурой в художественных кругах Нью-Йорка, говорит тот факт, что большая часть представленных на выставке картин была выкуплена влиятельными коллекционерами еще до ее начала.

Сразу же после этой выставки на Лихтенштейна обрушился шквал обвинений в вульгарности и «пустоте». Журнал Life даже назвал его худшим художником Америки. В ответ на все нападки Лихтенштейн не отмалчивался, а давал ответные интервью, отстаивая свою точку зрения на собственные картины и искусство в целом. Кроме всего прочего, Лихтенштейна обвиняли в том, что он бездумно копирует страницы из журналов, не создавая ничего принципиально нового. Он же неоднократно утверждал, что подвергает каждое выбранное изображение «принципиальной трансформации, но это сложно доказать с помощью любой рациональной аргументации».

Работы Лихтенштейна подвергались нападкам не только со стороны художественных критиков. Как несложно догадаться, он впал в немилость и у авторов комиксов. Когда картина художника «Мне видно всю комнату… но в ней никого нет!»  была выставлена в Музее Соломона Гуггенхайма, Уильям Овергард, автор комикса «Стив Ропер», из которого Лихтенштейн позаимствовал изначальное изображение, написал обиженное письмо в газету. Овергард писал, что бесконечно рад тому, что его работа выставлена в музее, вот только подписана она не его именем, и Лихтенштейн ее безнадежно испортил. Художник в очередной раз оказался в центре скандала. Ополчившиеся на Лихтенштейна и Уорхола (который тоже изображал Микки Мауса и Дональда Дака) авторы комиксов заявили, что, если те могут беззастенчиво красть их работы, они могут в ответ создать собственный поп-арт. Была организована выставка, которую оскорбленные графики собрали из банок с супом «Кэмпбелл» и коробок со стиральным порошком. Как и следовало ожидать, выставка оказалась провальной, причем не понравилась она даже самим авторам комиксов. По всей вероятности, в какой-то момент они все же поняли, в чем состоит принципиальное различие между их работами и картинами поп-художников: представители поп-арта не копировали бездумно окружающую действительность, а в свойственной им манере - часто холодной и отстраненной - выражали свое отношение к массовой культуре через ее самые яркие образы. Как бы там ни было, ни Овергард, ни другие авторы в итоге решили не затевать никаких разбирательств об авторских правах.

Многогранность и эксперименты


Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке 27 октября 1923 года в семье с немецко-еврейскими корнями. Сын застройщика и домохозяйки с детства проявлял интерес к искусству, но одной лишь живописью не ограничивался. Он заслушивался научно-фантастическими передачами по радио, собирал модели самолетов и часами бродил по музею естественной истории. Подростком Рой посещал курсы по акварели, а в старшей школе собрал собственную джазовую группу.

К 1940 году Рой окончательно определился с тем, кем хочет стать в будущем, и начал учиться живописи у Реджинальда Марша в Художественной студенческой лиге. Тогда же Лихтенштейн пишет первые картины в стиле социального реализма. Позже в том же году он поступил в Университет штата Огайо, где кроме рисунка и дизайна изучал ботанику, историю и литературу. В это время стиль его работ меняется: он пишет портреты и натюрморты, в которых явственно просматривается влияние Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Совсем скоро на мир обрушилась война, и Лихтенштейн решил прервать обучение, чтобы послужить своей стране. В рамках подготовки к службе он изучал языки, посещал инженерные и летные курсы. Но в армии Лихтенштейн по большей части занимался работой секретаря и рисовальщика, копировавшего изображения из армейской газеты. Почетную отставку художник получил в 1946 году, успев побывать во Франции, Англии, Бельгии и Германии. После этого он вернулся в университет, получил степень бакалавра и остался в вузе еще на десять лет – уже в качестве преподавателя.

По всей вероятности, во время службы в армии, Лихтенштейн мечтал стать пилотом, и, по мнению некоторых искусствоведов, это нашло отражение в его более поздних работах, основанных на комиксах. Можно обратить внимание на то, что в своих картинах он никогда не использовал фантастические и «супергеройские» комиксы, которые были особенно популярны в то время. Многие из работ Лихтенштейна созданы на основе серии «All American Man of War», в частности, повторяющийся мотив авиакатастрофы (1, 2, 3, 4, 5, 6). Что же касается его послевоенных картин, то в них, несмотря на серийность сюжетов, художник не задерживался надолго в одном стиле. После анималистических скульптур, портретов и натюрмортов он экспериментирует с экспрессионизмом и биоморфным сюрреализмом. Позже Лихтенштейн, работы которого уже начали выставляться в галереях, пишет портреты музыкантов, дорожных рабочих и гонщиков в духе картин Пауля Клее.

В одной из кливлендских галерей художник знакомится со своей будущей женой Изабель Уилсон. В 1951 году в Нью-Йорке проходит его первая персональная выставка, а позже в этом же году он переезжает в Кливленд и начинает писать портреты ковбоев и коренных американцев, зарабатывая на жизнь инженерными и чертежными работами. В это же время Литенштейн создает уникальный вращающийся мольберт, позволявший ему поворачивать холст непосредственно во время работы, чтобы получить возможность писать с любого угла. О своем изобретении художник, вдохновленный новым методом работы, говорил так: «Я пишу свои картины вверх ногами или повернув их на бок. Часто я даже не помню, о чем они. Мое внимание цепляется не за сюжет».

Рой и Изабель развелись вскоре после рождения второго сына. Художник на время осел в Нью-Джерси, поступив на должность преподавателя в Рутгерский университет, а затем окончательно перебрался в Нью-Йорк, где прожил до конца своих дней. Однако в 1960 году в Нью-Джерси Лихтенштейн успел познакомиться с человеком, повлиявшим на все его дальнейшее творчество. Этим человеком был художник Аллан Капроу, которого называют одним из предшественников поп-арта. Вскоре после знакомства с ним Лихтенштейн напишет «Смотри, Микки».

Не комиксами едиными


Несмотря на то, что прославили Лихтенштейна работы, написанные на основе комиксов, период, в который он их писал, не продлился и десяти лет. Уже во второй половине 60-х художник начинает обращаться к новым сюжетам и образам, при этом неизменно используя в качестве «визитной карточки» имитацию печатного растра – точки «Бен-Дэй».

На точечном фоне он пишет свои знаменитые гигантские полотна с «напечатанными» густыми мазками краски (1, 2, 3, 4, 5). В своем уникальном стиле копирует работы Пикассо, Мондриана и Ван Гога, пишет картины с отсылками к Матиссу, Дали и де Кирико. С помощью точек, черных линий и все того же набора цветов Лихтенштейн создает пейзажи, портреты и интерьеры.
 
Отдельного внимания заслуживают работы художника, посвященные стеклам и зеркалам. Первой из них можно назвать «Увеличительное стекло», написанное в 1963 году, а уже в 70-х он пишет целую серию зеркал и стеклянных стаканов, удивительным образом умудряясь передать глубину и игру света с помощью одного набора выразительных средств (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). 

В 1978 году Лихтенштейн создает свой самый знаменитый автопортрет: пустая белая футболка неизвестной марки, над которой на месте головы висит в воздухе такое же пустое зеркало. В этом, наверное, и заключается вся суть поп-арта: художник не перерабатывает образы, выплескивая на холст внутренние переживания, как это было в эпоху абстрактного экспрессионизма, а лишь отражает то, что демонстрирует ему общество.

Автор: Евгения Сидельникова