Данная картина является четвертой в одноименной серии из восьми работ, выполненных Рене Магриттом по заказу Гюстава Нелленса, владельца казино в прибрежном бельгийском городке Кнокке-ле-Зуте. Позже каждое из этих полотен было перенесено в качестве фресок на стены круглого зала казино так, что вместе они образовывали панораму.
Многие образы, появившиеся в произведениях, объединенных под общим наименованием «Зачарованная область», были заимствованы художником из его более ранних работ. Так, на четвертой картине серии мы видим очертания корабля, чей силуэт заполнен изображением моря, что отсылает нас к ряду полотен под названием
«Соблазнитель». В то же время своеобразная антирусалка, существо с ногами женщины и туловищем рыбы, заставляет нас вспомнить
«Коллективное изобретение» и
«Чудеса природы (Песнь любви)», на которых впервые появляется этот персонаж. Интересно, что в отличие от традиционных сирен, героиня произведения Магритта не соблазняет экипаж судна, а, скорее, напротив — корабль притягивает ее напоминанием о море. Таким образом, «Зачарованная область» (IV) становится пространством сразу для трех смысловых инверсий: местами меняются фрегат и водная поверхность, верх и низ тела русалки, а также деформируются взаимоотношения между судном и сиреной, известные нам по древним мифам.
Бельгийский поэт и друг Магритта Поль Колине, который часто помогал живописцу в выборе названий для его картин, написал небольшие стихи к каждой работе из серии «Зачарованная область». Следующие слова он посветил четвертому полотну:
«Защищенный от моря большим занавесом, чарующий корабль из морской воды рассказывает о своих странствиях перевернутой русалке».
Текст подготовила Элина Багмет