Описание картины «Коллективное изобретение»
Рене Магритт называл направление, в котором он творил, «магическим реализмом», несмотря на то, что он состоял в группе сюрреалистов. И действительно — творчество художника уникально, оно выходило за рамки сюрреализма и вряд ли считалось с его философией. Вместо того, чтобы создавать в своих произведениях иррациональный и причудливый мир, как это делали его коллеги — Сальвадор Дали, Жоан Миро или Макс Эрнст — Магритт предпочитал исследовать существующие визуальные образы, выявляя их недостатки и показывая, как взаимосвязаны фигуры речи, которые мы используем, с образом наших мыслей. Предметы на картинах живописца предстают перед нами со всей реалистичностью, но тут же с помощью излюбленных приемов Магритт подрывает нашу веру в эту реальность — и она уходит у нас из-под ног.
Одной из работ художника, заставляющих нас усомниться в окружающей действительности, является «Коллективное изобретение». Это полотно было написано в 1934 году, а изображает оно фантастическое существо — полуженщину-полурыбу. Все мы знакомы с легендами, повествующими о русалках, и каждый из нас имеет примерно одинаковое представление о том, как выглядят мифические обитательницы океана. Возможно, этот образ и явлется тем «коллективным изобретением», о котором говорится в названии, но, так или иначе, Магритт «переворачивает» данную идею и кардинально меняет картинку, существующую в нашем воображении. На полотне мы видим существо с ногами женщины и туловищем рыбы, лежащее на берегу, будто бы вынесенное на него морем. «Коллективное изобретение» прекрасно демонстрирует умение Магритта передать переход от теплых тонов человеческой кожи к холодной серебристой чешуе, что порождает ощущение одновременно реальности и ирреальности изображения. В этой работе исчезает соблазнительное очарование привычных нам русалок, оставляя тревожный, холодный и отталкивающий образ, в то же время обладающий сексуальным подтекстом.
Существует множество интерпретаций заложенного в «Коллективное изобретение» смысла. Картину трактуют, в том числе, с точки зрения:
1. феминистской критики — говоря о дегуманизации и объективизации женского тела сюрреалистами, указывая на единственную — сексуальную — функцию, к которой может быть предназначено изображенное на полотне создание;
2. христианской символики — рассматривая рыбу как символ первых христиан, а воду как воплощение крещения и очищения от грехов. В этом прочтении изображение безжизненной и сексуальной антирусалки находится в оппозиции к моральным устоям и является практически кощунственным;
3. психоанализа и фрейдистских концепций — считая склонность Магритта воссоздавать персонажей с закрытым от зрителя лицом, а также героев, находящихся в непосредственной близости от воды, последствием детской травмы. Дело в том, что мать художника покончила жизнь самоубийством, и, согласно легендам, когда мертвую женщину достали из реки, лицо ее было обернуто ночной рубашкой.
Однако в попытках раскрыть заложенную в работу идею, стоит помнить о том, что сам Магритт всегда акцентировал внимание на том, что его произведения не несут какой-то определенной смысловой нагрузки.
В данный момент картина «Коллективное изобретение» находится в частном собрании.
Текст подготовила Элина Багмет