Описание картины «Прекрасная еретичка»
К 1960 году Рене Магритт уже был всемирно известен и, несмотря на то, что в 1963 году художник узнал, что болен раком, до самой смерти в 1967 году он продолжал создавать новые работы, экспериментировать с различными жанрами и участвовать в выставках. Произведения последних лет живописец называл своими «найденными детьми», а иконографические элементы, появлявшиеся на его картинах в разные периоды творчества, теперь словно связывались воедино.
В 1963-1964 годах Магритт вернулся к серии
«Перспективы» и написал две картины, завершившие ее — «Прекрасная еретичка» и
«К прекрасному вечеру». Эти гуаши являют собой яркий пример одной из центральных тем в искусстве Магритта — неожиданного сопоставления объектов в обобщенном, не подлежащем идентификации ландшафте. В работе «Прекрасная еретичка» художник превратил повседневную сцену с сидящим на кирпичной стене человеком в одновременно комичную и мрачную, заменив фигуру гробом. С присущей ему простотой средств и виртуозностью исполнения сюрреалист создал загадочный и двусмысленный образ: мы не знаем, был ли герой картины превращен в гроб или спрятан в него, но в любом случае мы сталкиваемся с жизнью, которая стала смертью.
Работа «Прекрасная еретичка» стала одной из семи гуашей крупного формата, написанных Рене Магриттом для персональной выставки в Лондоне, которая была организована его дилером Александром Иоласом совместно с Ганноверской галереей. Вероятнее всего, картина была написана на рубеже 1963 и 1964 годов, и уже в мае 1964-го была представлена в экспозиции. Помимо гуаши Магриттом было создано одноименное полотно маслом на тот же сюжет.
Текст подготовила Элина Багмет