Рене Магритт увлекся живописью еще в подростковом возрасте. Когда ему исполнилось восемнадцать, он поступил в академию изящных искусств в Брюсселе. Однако, по собственным словам художника, учился он очень нерегулярно и окончательно покинул академию спустя два года. Одно из самых знаковых событий в карьере Магритта произошло несколькими годами позже, уже после того, как он начал выставлять свои работы, и после того, как вновь встретил потерянную любовь всей жизни. В 1922 году Рене женился на Жоржетте Бергер, которая стала его главной музой до конца дней. Но в том же году случилось еще кое-что: близкий друг Марсель Леконт показал Магритту репродукцию картины
Джорджо де Кирико «Песнь любви». Магритт вспоминал, что эта работа просто ошеломила его и тронула до слез.
В 1926 году Рене Магритт рисует своего первого «
Потерянного жокея» и всего за несколько лет вырабатывает абсолютно уникальный стиль, благодаря которому впоследствии его картины можно будет безошибочно узнать среди работ других сюрреалистов. В отличие от коллег, Магритт дурачит зрителей особым образом, он не искажает формы предметов, не заставляет их плавиться и растекаться, скручиваться и выворачиваться наизнанку. Вместо этого художник выворачивает наизнанку воображение зрителя. Зачастую – с помощью всего одной противоречивой детали. Как, например, в картине
«Красная модель» 1935 года, на которой человеческие стопы «прорастают» из ботинок. Всего Магритт написал как минимум три одноименных работы, все они очень похожи и отличаются незначительно (
1,
2). Это еще одна особенность творчества художника: рожденные его воображением образы кочуют из одной картины в другую, позволяя объединять их в условные серии. Однако «Красная модель» всегда одинаковая – ноги-ботинки стоят на земле на фоне деревянной стены. Впрочем, в 1947 году Магритт напишет еще одно полотно, которое можно назвать частью серии, - «
Философия будуара». Здесь пальцы ног стали продолжением женских туфель, а на фоне висит ночная рубашка, на которой, повинуясь все той же странной логике, «растет» женская грудь.
Возвращаясь к Джорджо де Кирико, можно вспомнить, что повторяющимся мотивом в его работах была пустая перчатка (она присутствует и на том полотне, которое так впечатлило молодого Магритта). Некоторые эксперты считают, что «Красная модель» - это своего рода отсылка к знаменитой серии
Винсента Ван Гога со стоптанными башмаками. У Магритта, как и у Ван Гога изображение ботинка становится частью своеобразного бунта. Голландец рисовал тривиальную, «приземленную» вещь, которую до этого никому не приходило в голову запечатлеть в натюрморте. Магритт идет дальше: он не просто изображает тривиальную вещь, а еще и делает ее пугающей. Это сбивающий с толку гибрид «внешнего» и «внутреннего», ботинка и ноги – неодушевленный предмет наделяется человеческими чертами и фактически превращается в жутковатое живое существо.
Автор: Евгения Сидельникова