войти
опубликовать
$52
Цифровая версия: 60.8 kB
1200 × 1581 px • JPEG
33.1 × 50 см • 80 dpi
20.3 × 26.8 см • 150 dpi
10.2 × 13.4 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
1
О работе
Альтернативные названия: Мадонна дель Грандука, сцена: Мария с младенцем Христом
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1504
Размер: 84.4×55.9 см
Работа в подборках: 50 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Мадонна Грандука»

«Мадонна Грандука» – одна из самых знаменитых мадонн Рафаэля, её авторство никогда не подвергалось сомнению, но о создании картины и её местонахождении вплоть до XVII века достоверных сведений нет. Предполагают, что художник написал «Мадонну Грандуку» около 1504 года. Она стала первой картиной, созданной во Флоренции, куда уроженец Урбино Рафаэль Санти приехал, чтобы воочию видеть произведения Микеланджело и Леонардо да Винчи и под их влиянием совершенствовать собственную манеру.

«К сожалению, неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля, – писал биограф урбинца Семён Брилиан. – Быть может, великий художник встретил ее в одной из деревень в окрестностях Флоренции, как впоследствии в Риме, во время карнавала, он набросал другой свой чудный рисунок – «Мадонна делла Седиа», положив лист бумаги на опрокинутую бочку и забыв окружающую его толпу и все на свете».

Что означает название картины?


В переводе с итальянского Grand Duca значит «великий князь» или «великий герцог», а «Мадонна Грандука» – соответственно «герцогская мадонна», «мадонна великого герцога». В самом конце XVIII века картину приобрёл великий герцог Тосканский Фердинанд III (1769-1824). Это было время наполеоновских войн, беспокойное и опасное. Флорентийский дворец Питти, герцогская резиденция, в результате варварских грабежей тогда лишился многих своих живописных сокровищ, в том числе картин Рафаэля, а сам герцог Фердинанд III бежал в Вену. Там и застало его поздней осенью 1799 года письмо директора Уффици Томмазо Пуччини. Тот с волнением сообщал, что встретил недавно у одного флорентийского коммерсанта прекрасно сохранившуюся раннюю «Мадонну» Рафаэля и умолял герцога дать разрешение на её покупку.

Фердинанд III согласился и ни разу не пожалел. Наоборот: герцог был к своему приобретению чрезвычайно привязан. «Мадонна Грандука» не только висела в его спальне – она всегда сопровождала Фердинанда III в пути. Когда герцог отправился в изгнание в Вюрцбург, картина Рафаэля поехала вместе с ним. Впрочем, не факт, что Фердинанд, чей титул дал картине её нынешнее название, видел в ней ценность художественную – скорее, «Грандука» стала чем-то вроде его талисмана. Некоторые считали изображение чудотворным.
В начале XIX века картина обновлялась реставратором Витторио Сампиери. С 1821 по 1830-й «Грандука» была временно передана галерее Уффици, а после вернулась в Палатинскую галерею, входящую в состав Палаццо Питти, где хранится и теперь (впрочем, с недавних пор "галереи Уффици" формально включают в себя и Палатинскую галерею).

В чём художественные достоинства «Мадонны Грандука»?


Композиция картины, на первый взгляд, чрезвычайно проста. Но это та труднодостижимая высокая простота, которая ценнее надуманной сложности. Изображённая поколенно Дева Мария держит на руках почти обнажённого Младенца, цепляющегося руками за материнские плечо и грудь. Он смотрит на зрителя пристально и взросло, в то время как Мария застенчиво и робко опускает глаза. Здесь ощущается еще некоторая скованность молодого живописца в передаче поз (некоторые замечали, что Младенцу в таком положении «неудобно»), но то, как фигура Марии слегка наклоненная влево, уравновешивается разворотом маленького Иисуса в противоположную сторону, оставляет впечатление удивительной сбалансированности объемов и масс, редкой художественной компактности и гармонии. Полуприкрытые глаза Марии, её робость и нежность заражают зрителя чувством высокого смирения перед неизбежностью всего, что будет суждено.
«Здесь всё закономерно, точно выстроено, – пишет о «Грандуке» известный австрийско-английский историк и теоретик искусства Эрнст Гомбрих, – и любое смещение грозит разрушить гармонию. При этом в картине нет никаких искусственных, принудительных приемов, словно она сложилась не по воле художника, а по повелению самой природы».

Символика цвета в «Мадонне Грандука»


Хитон и накидка Девы Марии на этой картине Рафаэля выполнены в традиционных цветах – красном и синем (Рафаэль не бывал в Венеции, но, без сомнения, знал, что именно в эти цвета облачал мадонн знаменитый венецианец Джованни Беллини). Красный цвет хитона символизирует кровь Спасителя, пролитую на кресте во искупление человеческих грехов; синий цвет накидки Мадонны сообщает на языке красок о её чистоте и непорочности. А вот сплошной тёмный фон картины совсем не характерен для Рафаэля, чаще предпочитавшего изображать своих мадонн на лоне природы.

Загадка «Мадонны Грандука»


Сохранился предварительный рисунок для «Мадонны Грандука». В 2016-м году он, так же как и сама картина, был представлен на российской выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в Пушкинском музее. Важных отличий рисунка от картины два: во-первых, Мадонна на рисунке вписана в тондо, а во-вторых, позади неё можно наблюдать обобщённые очертания пейзажа.

Но великий герцог Фердинанд III получил картину уже в таком виде, в котором её можем видеть мы, – Мадонну на темно-оливковом, почти чёрном фоне. Специалисты засомневались: действительно ли этот глухой фон принадлежит Рафаэлю? Проведённая рентгенограмма показала, что под слоем тёмной краски скрыто много интересного. Не всё удалось досконально рассмотреть, но всё же видно, что за спиной Марии когда-то располагалась балюстрада или высокая ступенька, а за ней – пейзаж. Справа можно различить нависающую структуру – может быть, это были ветви дерева, а может, занавес, как у «Сикстинской мадонны». Слева – либо вторая половина занавеса, либо стена здания. Однако всё это надёжно упрятано под непроницаемой чернотой фона.

Вопрос в том, сам ли Рафаэль, повинуясь ведомым одному ему соображениям, затонировал фон тёмной краской или же это было сделано кем-то позднее?

Конечно, можно предположить, что художник остался неудовлетворён своим пейзажем и закрасил его. В начале флорентийского периода он находился под сильным воздействием манеры Леонардо да Винчи, предпочитавшего тёмный и тревожный фон для своих картин. Но, даже поддавшись искушению повторить нехарактерный для своей ясной манеры леонардовский эффект таинственного полумрака, Рафаэль сохранил бы какие-то очертания предметов и вряд ли сделал бы фон непроницаемым для глаз.

И потому более близкой к действительности выглядит версия, что чёрный фон написал за Рафаэля кто-то другой. По некоторым данным, обладателем картины в XVII веке был известный флорентийский художник эпохи барокко Карло Дольчи (1616-1686), от наследников которого картина попала к Фердинанду III. Барокко неотделимо от художественных реформ Караваджо и его манеры тенебросо, характеризующейся тёмными задниками полотен с резко выступающими на их фоне фигурами, вылепленными контрастной светотенью. Это стало чрезвычайно модно, сформировалось целое направление, условно называемое тенебризмом. Возможно, кардинально затемнив фон «Мадонны Грандука», кто-то из обладателей картины (тот же Дольчи) решил, что таким образом он сделает произведение остроактуальным? Или тогдашний владелец картины и не подозревал, что автор картины – сам Рафаэль, и потому снабдил её черным фоном перед продажей, чтобы выдать за произведение модного современника? Всё это пока – лишь предположения.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии(1)