После более чем полугода простоя наконец-то открылись для публики сады в Живерни, которые вдохновили Клода Моне на создание всемирно известных картин с кувшинками и другими растениями. Лужайки с бело-розовыми полосатыми тюльпанами, прозрачными пионами, небесно-голубыми незабудками и множеством других цветов были гордостью художника-импрессиониста. Они и сейчас представляют собой живое произведение искусства, благодаря неустанной заботе садовников.
Садовники были очень расстроены тем, что им не с кем поделиться своей работой. «Вся эта красота имеет значение, лишь когда её видят. Мы приложили немало усилий и пытаемся воссоздать картины импрессионистов», — говорят они.
Великолепие дома и садов Моне было недоступно для публики во время пандемии коронавируса — вместе с симфониями, которые никто не мог послушать, или театральным представлениям, которые никто не мог посмотреть. Теперь же сады в Живерни вместе с французским кафе, ресторанами, кинотеатрами и музеями распахнули двери для посетителей, жаждущих светской жизни.
Конечно, число визитёров сейчас ограничено — до 200 человек в час, что гораздо меньше обычного (в 2019 году, до пандемии, дом и сады Моне посетили 717 тыс. человек за семь месяцев). Но это хороший старт после месяцев лишений и ограничений. Нам же пока остаётся лишь рассматривать великолепные фотографии садов. Заодно есть возможность узнать интересные факты о Живерни и его самом знаменитом жителе.
Великолепие дома и садов Моне было недоступно для публики во время пандемии коронавируса — вместе с симфониями, которые никто не мог послушать, или театральным представлениям, которые никто не мог посмотреть. Теперь же сады в Живерни вместе с французским кафе, ресторанами, кинотеатрами и музеями распахнули двери для посетителей, жаждущих светской жизни.
Конечно, число визитёров сейчас ограничено — до 200 человек в час, что гораздо меньше обычного (в 2019 году, до пандемии, дом и сады Моне посетили 717 тыс. человек за семь месяцев). Но это хороший старт после месяцев лишений и ограничений. Нам же пока остаётся лишь рассматривать великолепные фотографии садов. Заодно есть возможность узнать интересные факты о Живерни и его самом знаменитом жителе.
Девять фактов о Живерни
Факт первый. Клод Моне влюбился в Живерни в 1883 году. Тогда он проезжал мимо этой деревни на поезде, но три года спустя снял там большой дом с огородом и садом, занимавшим целый гектар. На новое место он переехал с двумя своими сыновьями, второй женой Алисой Ошеде и её шестью детьми от первого брака. В этом доме художник прожил почти 43 года и был похоронен в 1926 году у церкви Святой Радегонды.
Факт второй. Обустраивая поместье под названием Кло Норман по своему вкусу, Моне убрал самшит и — после долгих споров с Алисой — срубил ели. Центральную дорожку он украсил настурциями и плетистыми розами, а вместо хвойных высадил яблони, вишни и абрикосы. На лужайках вокруг дома появились тюльпаны, ирисы, нарциссы, рододендроны, дельфиниумы, флоксы, хризантемы, маки, пионы и другие цветы. Художник не любил клумбы, поэтому растения устилали изумрудные газоны причудливой мозаикой.
Факт второй. Обустраивая поместье под названием Кло Норман по своему вкусу, Моне убрал самшит и — после долгих споров с Алисой — срубил ели. Центральную дорожку он украсил настурциями и плетистыми розами, а вместо хвойных высадил яблони, вишни и абрикосы. На лужайках вокруг дома появились тюльпаны, ирисы, нарциссы, рододендроны, дельфиниумы, флоксы, хризантемы, маки, пионы и другие цветы. Художник не любил клумбы, поэтому растения устилали изумрудные газоны причудливой мозаикой.
Дорожка через сад в Живерни
1902, 89×92 см
Моне изучал цветочные каталоги крупных французских питомников. Он также иногда читал английский журнал «Сельская жизнь», где изображались дома и сады британской аристократии. Навещавшие его друзья — в том числе Писарро, Матисс, Сезанн, Мане и Ренуар — часто привозили коллеге редкие семена.
Факт третий. Со временем Клод Моне стал знаменит, у него появились деньги. Он выкупил дом и решил расширить сад. Художник добился от властей Живерни разрешения приобрести прилегающий болотистый участок под пруд, а также отвести для него канал от местного ручья. Всё это сопровождалось громкими скандалами с муниципалитетом и местными жителями, но упрямый живописец в конце концов победил.
Факт третий. Со временем Клод Моне стал знаменит, у него появились деньги. Он выкупил дом и решил расширить сад. Художник добился от властей Живерни разрешения приобрести прилегающий болотистый участок под пруд, а также отвести для него канал от местного ручья. Всё это сопровождалось громкими скандалами с муниципалитетом и местными жителями, но упрямый живописец в конце концов победил.
Японский мостик (Пруд с водяными лилиями, симфония в розовом)
1900, 89.5×100.5 см
Знаменитые нимфеи — кувшинки, которые Моне позже запечатлел в своих полотнах — посадил в пруду садовник из Японии. А чтобы опавшие листья не портили идеальную красоту водоёма, специальный человек ежедневно проплывал по нему на лодке, тщательно выбирая весь мусор. Так происходит и сейчас.
Рассказывают также, что садовник на лодке протирал цветы кувшинок от копоти, которая долетала с местной железнодорожной линии. Или что Моне заплатил за асфальтирование соседней дороги, когда заметил пыль на своих цветах. Но эти легенды ничем не подтверждены.
Рассказывают также, что садовник на лодке протирал цветы кувшинок от копоти, которая долетала с местной железнодорожной линии. Или что Моне заплатил за асфальтирование соседней дороги, когда заметил пыль на своих цветах. Но эти легенды ничем не подтверждены.
Факт четвёртый. В саду Кло Норман растёт 66 разных видов деревьев и цветов, включая такие распространённые, как анютины глазки, подснежники, кактусы и восточные маки. Великолепный пруд окружён 31 различным видом растений. Самые заметные из них — бамбук и водяные лилии, но есть и гинкго билоба, клёны, плакучие ивы, японская айва и кусты малины. Во времена Моне за всем этим буйством зелени следили семеро садовников, сейчас их 11.
Лужайки разделены множеством небольших тропинок. А растительность местами была настолько высокой, что гуляющие могли полностью погрузиться в мир флоры, едва различая небо над головой.
Факт пятый. Когда Моне начал слепнуть, то воспроизводил свои сады практически по памяти. Катаракта обоих глаз сильно повлияла на его работы. Один искусствовед отметил, что более поздние картины «граничили с абстракцией, цвета перетекали друг в друга и отсутствовали рациональные формы и перспективы». Художнику приходилось подписывать тюбики с краской, чтобы не путать цвета.
Лужайки разделены множеством небольших тропинок. А растительность местами была настолько высокой, что гуляющие могли полностью погрузиться в мир флоры, едва различая небо над головой.
Факт пятый. Когда Моне начал слепнуть, то воспроизводил свои сады практически по памяти. Катаракта обоих глаз сильно повлияла на его работы. Один искусствовед отметил, что более поздние картины «граничили с абстракцией, цвета перетекали друг в друга и отсутствовали рациональные формы и перспективы». Художнику приходилось подписывать тюбики с краской, чтобы не путать цвета.
В возрасте 82-х лет он всё же решился на операцию на одном глазу, и после уничтожил сотни своих полотен, утверждая, что «на них невозможно смотреть». Позже Моне создал ряд выдающихся шедевров, часть из которых напоминают его ранние работы.
Факт шестой. После смерти художника всё поместье Кло Норман перешло его младшему сыну Мишелю. Однако тот не жил в Живерни, и смотрителем дома и садов стала его сводная сестра Бланш Ошеде Моне. Она была ученицей своего отчима и вдовой его старшего сына Жана. Скорее всего, именно Бланш помогала художнику на последних этапах создания «Большого декора» — панорамного фриза с нимфеями и глициниями, который сейчас находится в Музее Оранжери. Трудно предположить, что пожилой и плохо видящий Клод Моне мог самостоятельно управляться с полотнами такого масштаба.
Факт шестой. После смерти художника всё поместье Кло Норман перешло его младшему сыну Мишелю. Однако тот не жил в Живерни, и смотрителем дома и садов стала его сводная сестра Бланш Ошеде Моне. Она была ученицей своего отчима и вдовой его старшего сына Жана. Скорее всего, именно Бланш помогала художнику на последних этапах создания «Большого декора» — панорамного фриза с нимфеями и глициниями, который сейчас находится в Музее Оранжери. Трудно предположить, что пожилой и плохо видящий Клод Моне мог самостоятельно управляться с полотнами такого масштаба.
В лесу Живерни. Бланш Ошеде за мольбертом и Сюзанна Ошеде с книгой
1887, 91.4×97.8 см
Факт седьмой. В феврале 1966 года Мишель Моне, заядлый гонщик, погиб в автокатастрофе за несколько недель до своего 88-летия. Незадолго до этого он завещал поместье отца Академии изящных искусств. К тому времени оно пришло в упадок, сад зарос сорняками, а творчество импрессионистов вышло из моды. Поэтому неудивительно, что Академии потребовалось десять лет, чтобы приступить к их восстановлению.
В 1976 году для этого пригласили Жеральда ван дер Кемпа. Он руководил реставрацией дворца Людовика XIV в Версале, а во время Второй мировой войны прятал от нацистов «Мону Лизу» в собственной спальне.
В 1976 году для этого пригласили Жеральда ван дер Кемпа. Он руководил реставрацией дворца Людовика XIV в Версале, а во время Второй мировой войны прятал от нацистов «Мону Лизу» в собственной спальне.
Клод Моне, «Сад водяных лилий с плакучей ивой» (1919). Музей Мармоттан-Моне, Париж
Факт восьмой. В то время о саде Моне было мало что известно, ни одно из посаженных им растений не сохранилось. Реставраторы говорили с теми, кто помнил оригинальную усадьбу, искали редкие фотографии, изучали записи питомников, которые поставляли растения художнику, читали его письма. Но больше всего смотрели на картины.
Потребовалось четыре года, чтобы вернуть сад к жизни. Ожидалось, что в год открытия поместье посетят около семи тысяч человек. Однако реальность в десять раз превзошла ожидания: увидеть живое творение Моне и его последователей захотели более 70 тысяч визитёров.
Факт девятый. В усадьбе Моне можно пожить. Правда, не в самой обители художника, а в Голубом доме, который он предоставлял приезжающим друзьям. Вокруг живописец также разбил сад и огород, и сейчас любой желающий может почувствовать себя в гостях у Моне. В доме есть три спальни и три ванные, две гостиные и кухня. Стоимость проживания одного человека в течение двух дней включает аренду, уборку, обслуживание и налоги и составляет 639 евро.