Вот десятка самых дорогих произведений, проданных в 2020 году на аукционах по всему миру.
Christie’s Нью-Йорк, 10 июля 2020 г.
30 млн 920 тыс. долларов США
Когда другие провозгласили смерть живописи и избавились от рам, один житель Нью-Йорка, получивший известность в начале 1960-х годов, сказал: «Прямоугольник — великое изобретение человечества». Диптих Брайса Мардена из оранжевого и тёмно-синего полей, пересечённых множеством змеевидных линий, установил новый мировой рекорд для художника. Переплетённые полосы были тщательно проработаны мастихином, и местами их следы едва заметны. «Когда я вкладываю всё, что могу, и картина действительно дышит, я останавливаюсь. Бывают моменты, когда работа опережает меня и становится для меня чем-то новым, чего я никогда раньше не видел», — говорит Марден.
«Комплименты» были проданы за ту же цену, что и «Единство V» Барнетта Ньюмана, речь о которой ниже.
Christie’s Нью-Йорк, 10 июля 2020 г.
30 млн 920 тыс. долларов США
Это одно из шести полотен серии «Единство», которая считается прорывной в творчестве художника. На этих картинах впервые появилась его фирменная «молния» — вертикальная полоса контрастного оттенка, проходящая по центру холста. Она прорезает монохромный бассейн чистого пигмента и создаёт впечатление, что цвет отражается из стороны в сторону. «Я понял, что опустошал пространство, вместо того, чтобы заполнять его, и что теперь моя линия оживила всё», — сказал Ньюман об этом цикле. Он принадлежал к поколению художников, в которое входили Марк Ротко и Джексон Поллок, и отвергал бремя европейской эстетики. Ньюман твердо верил, что американские художники могут начать всё заново и писать так, будто живописи прежде не было. Речь шла о совершенно новом направлении в искусстве, о переходе от одержимости красотой к поиску истины.
Christie’s Нью-Йорк, 6 октября 2020 г.
31 млн 275 тыс. долларов США
Полотно «Без названия» входит в число самых драматичных картин Марка Ротко последнего этапа его карьеры. Тёплые оттенки в окружении тёмной пустоты отражают собственных внутренних демонов художника — от жизнеутверждающих цветовых полей пурпурного и красного до чёрной бездны отчаяния. Края этих цветных блоков усиливаются, проникая в соседние области, и именно здесь можно по-настоящему почувствовать суть его картин. В этой работе можно увидеть сложный процесс нанесения разных цветов слой за слоем, с использованием разных техник, что создаёт эффект присутствия и вызывает эмоциональный отклик. Это одна из четырёх картин, созданных в период между медитативными полотнами для Часовни Ротко и серией «Чёрное на сером», последней в его жизни.
Sotheby’s Гонконг, 8 июля 2020 г.
33 млн 333 тыс. 200 долларов США
После 10-минутной битвы четырёх претендентов эта картина побила рекорд для Саньи, установленный в октябре 2019 года. Четыре обнажённые женщины, лежащие на зелёном фоне, демонстрируют стилистический сдвиг в творчестве художника после Второй мировой войны. Мирное время подтолкнуло его обновить подход к доминирующей теме из ранней карьеры. Если в первых женских ню Саньи присутствовала одна фигура, то в последующих сценах это были группы женщин, определившие эволюцию в композиции, стиле и использовании перспективы. Художник сделал всего шесть таких работ, которые редко выставляются на торги. Этим и объясняется ажиотаж вокруг масштабного произведения. К тому же сейчас интерес к Саньи достиг небывалого пика.
Christie’s Нью-Йорк, 6 октября 2020 г.
38 млн 685 тыс. долларов США
Это одна из 14-ти работ серии «Больсена», где сочетаются живопись, рисунок, письмо и созерцание времени и пространства. Картина — дань уважения первой высадке на Луну, которую совершил экипаж космической миссии «Аполлон-11». Сай Твомбли, который был в числе миллионов зрителей, заворожённых первыми шагами человечества на Луне, написал цикл летом 1969 года в уединённом Палаццо дель Драго, построенном в XVI века на озере Больсена в Тоскане. Это монументальное полотно — необычный пример того, как ведущие мастера XX века отзывались на актуальные события. Бледный фон наполнен взрывом форм, линий, размеров, векторов и текстур. Диагональная композиция соотносится с подъёмной силой ракеты, давая ощущение парения в космосе.
Sotheby’s Гонконг, 8 октября 2020 г.
39 млн 553 тыс. 800 долларов США
Это самая дорогая китайская картина тушью, когда-либо проданная Sotheby’s в Гонконге. На свитке длиной около двух метров изображены пять пьяных принцев верхом. Один из них — Ли Лунцзи, позже взошедший на императорский трон под именем Сюань-цзун. Жэнь Жэньфа был знаменитым художником и высокопоставленным чиновником династии Юань. Его произведения в основном находятся в музеях или частных коллекциях, а этот широко воспроизводимый свиток — одна из редких сохранившихся работ художника, вышедших на рынок.
Артефакт хранился в императорской коллекции династии Цин, после падения которой в 1924 году был вывезен из Запретного города последним императором Китая Пу И. Затем свиток купил Вальтер Хохштадтер, известный торговец китайскими произведениями искусства. Картина, выставленная на аукционе в октябре прошлого года, получила более 100 заявок. И в результате 75-минутной битвы её купил Музей Лун в Шанхае, где хранится одна из лучших мировых коллекций древнего китайского искусства.
Phillips Нью-Йорк, 7 декабря 2020 г.
41 млн 67 тыс. 500 долларов США
Дэвид Хокни, «Каньон Николс» (1980). Частная коллекция
Дороги играли важную роль в образах Дэвида Хокни на протяжении всей его карьеры. Культовый «Каньон Николс», названный в честь длинной извилистой улицы на Голливудских холмах, был написан вскоре после переезда художника в этот район Лос-Анджелеса. На картине изображена дорога, ведущая от его дома к студии, которая располагалась ниже, на бульваре Санта-Моника. Хокни предположил, что взгляд зрителя движется «по картине примерно с той же скоростью, что и машина, едущая по дороге».
«Каньон Николс» вместе с ещё одной картиной 1980 года, «Разговор», приобрёл галерист Андре Эммерих в обмен на работу Пикассо, которой восхищался Хокни. С 1982 года произведение переходило из рук в руки. На декабрьской вечерней распродаже Phillips оно дебютировало на аукционе и установило рекорд для пейзажей художника, став неожиданным конкурентом его культовым портретам.
Christie’s Нью-Йорк, 10 июля 2020 г.
46 млн 242 тыс. 500 долларов США
Эта картина была главным лотом аукциона, который транслировался в режиме реального времени с использованием потоковой технологии. На шедевре конца карьеры Роя Лихтенштейна изображена красивая блондинка в спальне. Работа исполнена в фирменном стиле художника с помощью «точек Бена Дея» и перекликается со скоплениями крошечных цветных точек как на комиксах в середине XX века.
По словам специалистов Christie’s, это «самый важный образец последней большой серии ню Лихтенштейна, когда-либо появившийся на аукционах». В этом цикле из 20 картин, который стал последним в карьере Лихтенштейна, художник вернулся к героиням комиксов, которые впервые помогли ему завоевать популярность в начале 1960-х. В работах есть ссылки на обнажённых женщин Тициана, Матисса и Пикассо, переосмысленных через фирменную эстетику Лихтенштейна.
Аукционный дом Poly в Пекине, 18 октября 2020 г.
75 млн 436 тыс. 800 долларов США
Этот редкий рукописный свиток времён династии Мин побил мировой ценовой рекорд на древнекитайские рукописи и картины после ожесточённых торгов, длившихся почти час. Он стал также стал самой дорогой работой, проданной на аукционе в Азии в 2020 году. Прежде он появлялся на рынке 31 год назад на Sotheby’s в Нью-Йорке. Тогда его купил американский коллекционер за 1,2 млн долларов, что также стало рекордом для того времени.
1. Фрэнсис Бэкон, «Триптих, вдохновлённый „Орестеей“ Эсхила» (1981)
Sotheby’s Нью-Йорк, 29 июня 2020 г.
84 млн 550 тыс. долларов США
Вдохновением для этой работы стала трилогия греческих трагедий Эсхила, датируемая V веком до н. э. Триптих входит в число самых амбициозных произведений Фрэнсиса Бэкона и охватывает всю его иконографию. Картины появились на аукционе впервые за шесть лет, а до того более 30 лет находились во владении норвежского коллекционера Ханса Расмуса Аструпа и его частного музея в Осло.