войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Штрихи к портрету: 5 историй об упрямстве Клода Моне

Перемахнуть на осле через ограждение военного лагеря, оборвать все листья со старого дуба, изменить русло ручья и вырыть пруд, рассориться с другом и верным покупателем. Если уж Клод Моне что-то задумал, его трудно было остановить.
Штрихи к портрету: 5 историй об упрямстве Клода Моне
Так и не научившийся ездить верхом, Моне сбежал из армии на осле. Службы в армии 20-летний Моне легко мог избежать и без привлечения животных. Его отец собирался заплатить официально установленную сумму за избавление сына от семилетней повинности. Но Клод бредил Алжиром, песками, эффектной красно-бело-синей военной формой и жгучим солнцем — и потому сам выбрал службу в рядах «африканских стрелков».

Почти за два года алжирской авантюры его ни разу не взяли в военный поход, красивый белоснежный берет с красным помпоном удавалось выгулять только на конный манеж, да и то лишь для того, чтоб убрать навоз. Наконец, чистка туалетов и овощей Клоду так осточертела, что он взбунтовался: вскочил на осла, яростно его пришпорил и перемахнул через ограду лагеря.

В бреду, с температурой и тифом его нашли уже без осла, в оливковой роще неподалеку. Сначала карцер, потом лазарет и, наконец, в отпуск, домой на поправку. Под ласковым солнцем Гавра, на берегу моря идея заплатить выкуп за оставшиеся 5 лет службы уже не казалась Клоду такой уж глупой, а военная форма такой уж красивой.
Иногда Клод Моне наотрез отказывался продавать свои картины. Когда первые выставки импрессионистов еще вызывали взрывы хохота у посетителей и вдохновляли критиков на самые изысканные и ядовитые остроты, несколько человек в Париже все же увидели в новой живописи настоящее искусство, а в бедных художниках — будущих звезд. Одним из первых ценителей импрессионизма был знаменитый тогда оперный певец Жан-Батист Фор, лучший Дон Жуан и Гамлет парижской сцены.

Как-то раз Фор заглянул в мастерскую Клода Моне, чтобы выбрать картину для своей коллекции. Наткнувшись на один из видов Ветёя, маэстро поинтересовался ценой. «О нет, дорогой мой, — возмутился Фор, услышав цену в 50 франков. — Это ведь даже не живопись! Если я плачу деньги, то хочу платить их не за кусок холста, а именно за живопись!»

Прошло несколько лет — и цены на картины импрессионистов начали обрастать нулями. И Фор уже понимал, что приобретает не просто прекрасную живопись, а делает еще и разумное финансовое вложение. «Шестьсот? Тысячу?» — пытался он выторговать у Моне этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
с видом Ветея.

Моне был непреклонен: «Когда-то вы отказались покупать эту картину за 50 франков, теперь вы не получите ее даже за 50 тысяч. Выбирайте любую другую».
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Зал Родена и Моне в Цюрихе, в музее Кунстхаус. Фото с сайта музея Родена: www. musee-rodin.fr
Зал Родена и Моне в Цюрихе, в музее Кунстхаус. Фото с сайта музея Родена: www. musee-rodin.fr
Сдержанность и дипломатичность не относились к добродетелям Моне. Более того, вряд ли он считал эти качества добродетелями. Он легко ссорился и мирился с самыми близкими друзьями, не переставая их любить и ценить.

Клод Моне и Огюст Роден дружили всю жизнь, искренне восхищались работой друг друга и постоянно участвовали в совместных выставках. Как-то раз Роден затянул с расстановкой своих работ в одной из таких совместных выставок в галерее Жоржа Пети. Он примчался накануне открытия и едва успел расставить скульптуры в уже подготовленном зале. «Что вы сделали с моими картинами? И поправить уже ничего нельзя! Так я и знал! Куда вы повесили мое лучшее панно? За рядом скульптур, там, где его вообще не видно! Это неслыханно! Не надейтесь на мое появление в зале! Ноги моей там не будет!» — негодовал Моне. Лучшие его картины были буквально запрятаны за роденовскими работами. «Плевать я хотел на Моне! Плевать я хотел на целый свет! Я занимаюсь исключительно собой!» — кричит Роден, которого вообще-то оторвали от работы. Оба хлопнули дверями и разъехались: один — в Живерни, писать стога, другой — продолжать работу над «Вратами ада».

Эта история дружбе вовсе не помешала: позже Моне написал предисловие к каталогу работ Родена и подписал открытое письмо в его защиту, а когда Роден впервые увидел океан, он воскликнул: «Это же Моне!»
Клод Моне повелевал дождями, туманами и временами года. Во всяком случае написать зимний пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
в разгар весны ему удавалось.

Всю весну 1889 года художник прожил в доме своего друга Мориса Роллины. Долина Крезе захватила Моне — два бурлящих потока в каменистом ущелье сливались здесь в один, а на берегу рос одинокий, старый, кряжистый дуб. Первые наброски этого могучего дерева он сделал еще в конце февраля, а в мае решил закончить работу. Но дуб, к несчастью, успел обрасти листьями.

Несколько дней поисков хозяина земли, 50 франков, двое рабочих и нечеловеческими усилиями притащенные в овраг длинные лестницы — и с весенним обликом дуба удалось справиться. Он опять выглядел так же, как в феврале.

«У меня большая радость. Я получил разрешение оборвать с дуба все листья!.. Ну разве не удача — написать в это время года зимний пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
?
» — пишет Клод в письме к жене.
Рекомендуемые выставки и показы
Клод Моне готов был сражаться за свой сад. В ход пускалось все: красноречие, деньги, подоспевшая вовремя слава, уговоры, угрозы, широкие жесты, хитрости.

Однажды в Живерни начали с оживлением передавать друг другу хорошую новость: какой-то делец решил построить на местном болоте заводик по производству крахмала. Вот удача — и работы селянам подкинет, и денег в муниципальный совет. Завод? Прямо под окнами розового дома Клода Моне? Ну уж нет. Он строчит письма — префекту, супрефекту, городскому совету. Отказ. Тогда Моне приходит лично и заявляет: «Если нужно, я сам куплю это болото, причем оно останется во владении города, а деньги пойдут на его благоустройство!» Ему только должны поклясться, что не продадут это болото в течение ближайших 15 лет.

В другой раз жители Живерни взбунтовались против продажи участка земли сумасшедшему художнику. Ведь как раз по этому саду протекал ручей, из которого все село брало воду — «напустит еще отравы, а у нас вся скотина передохнет!». Но оказалось, что городской чудак хочет не просто ручьем завладеть, а еще и канал от него отвести — вообще без воды всех оставит.

Моне негодует: «Пусть эти уроженцы Живерни катятся куда подальше, и инженеры вместе с ними!» Да он плюнет на все и уедет из этого проклятого места. Потом Клод остывает и пишет очередное письмо префекту: канал будет совсем небольшой, ручей не пострадает, и прудик будет маленький, а через него всего два подвесных мостика, совсем уж крошечные. И опять побеждает.

Когда перспектива сада показалась художнику недостаточно глубокой, он пришел к соседке и купил у нее кусок земли за фантастические деньги. Когда заметил, что пыль с соседней дороги оседает на его цветах, добился асфальтирования и заплатил половину необходимой суммы. Этот сад был его самой сладкой, самой требовательной, самой капризной, самой сокровенной страстью.

P.S. Об упрямстве Клода Моне можно писать отдельную книгу: он наотрез отказывался пользоваться телефоном, который появился в Живерни, и вместо этого писал записки жившему неподалеку Жоржу Клемансо. Он всю жизнь кромсал на куски, топил и пинал ногами картины, которые казались ему неудачными. Так же упрямо он не признавал электрического света и расхохотался, услышав предложение стать членом Академии изящных искусств. «Старый мэтр остается в Живерни, ибо зеленому фраку он предпочитает зелень листвы», — написали тогда в «Фигаро».

Заглавная иллюстрация: Клод Моне. Автопортрет в мастерской, 1884. Музей Мармоттан-Моне, Париж


Автор: Анна Сидельникова