Сай Твомбли, урожденный Эдвин Паркер Твомбли-младший (Cy Twombly / Edwin Parker Twombly Jr., 25 апреля 1928 года, Лексингтон, Вирджиния, США – 5 июля 2011 года, Рим, Италия) – американский художник-абстракционист, график и скульптор, который на протяжении карьеры исследовал выразительные возможности надписей, пометок, линий и царапин.
Особенности творчества Сая Твомбли. Ранние эксперименты художник создавал в духе абстрактного экспрессионизма. Позже его «визитной карточкой» стали рукописные, как граффити, повторяющиеся беспорядочные знаки и символы. В такой работе как «Итальянцы» (1961) Твомбли словно случайно процарапал и нанёс ряд меток масляной краской, карандашом и мелком. Он как будто перенёс на холст поток сознания, одновременно испытывая чувство радости от манипуляции материалами. Однако при внимательном рассмотрении в этом хаотичном взрыве можно увидеть порядок, ясность и широкий диапазон акцентов, а также чередующиеся и переплетающиеся фрагменты напряжения и расслабления. Многие работы Твомбли связаны с классическими произведениями и содержат поэтические отрывки, написанные от руки.
Известные картины Сая Твомбли. «Леда и Лебедь», серия «Времена года», серия «Классная доска», серия «Бахус», роспись потолка Зала античной бронзы в Лувре
БиографияЭдвин Паркер Твомбли-младший родился в Лексингтоне, штат Вирджиния. Его отец был бейсболистом, который недолго выступал за «Чикаго Уайт Сокс», а затем стал тренером и спортивным директором в Университете Вашингтона и Ли. Именно он дал сыну прозвище Сай (Cy, сокращённое от Cyclone) – в честь легендарного игрока Сая (Циклона) Янга.
Родители Твомбли были выходцами с северо-востока США, поэтому он часто ездил в штаты Массачусетс и Мэн. Но в конечном итоге именно американский юг с его историей и укладом стал неотъемлемой частью личности художника. В детстве Твомбли работал с художественными наборами, которые родители заказывали ему по каталогу Sears Roebuck. Отец с матерью поощряли интерес сына к искусству, и в 12 лет он начал учиться у испанского художника Пьера Дауры.
Формальное художественное образование Сай Твомбли начал получать в школе Музея изящных искусств в Бостоне в 1947 году. Там его заинтересовали дадаистские и сюрреалистические работы
Курта Швиттерса и
Альберто Джакометти. По совету родителей юноша провёл год в Университете Вашингтона и Ли, а в 1950 году отправился в Нью-Йорк, чтобы учиться в Лиге студентов-художников.
Влияние на собственную эстетику Твомбли, всё больше уходившую от образности к абстракции, повлияли произведения таких художников, как
Франц Клайн,
Джексон Поллок и
Роберт Мазервелл, которые выставлялись в нью-йоркских галереях. Во время учёбы в Лиге он познакомился с
Робертом Раушенбергом. Молодые люди стали близкими друзьями и впоследствии влияли на творчество друг друга.
По совету товарища Твомбли проучился год в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине, а в 1952 году оба художника поехали в Италию и Северную Африку, получив грант Музея изящных искусств Вирджинии. По возвращении они провели в галерее Stable в Нью-Йорке совместную выставку. Она вызвала такой враждебный и негативный отклик у публики, что директору заведения Элеоноре Уорд пришлось изъять книгу с комментариями посетителей.
Работы Твомбли в тот период были в основном чёрно-белыми – под влиянием как картин Раушенберга, так и монохромных полотен
Виллема де Кунинга, Франца Клайна и Роберта Мазервелла. В ранних абстракциях Твомбли опирался на идею примитива, понятие ритуала и психоаналитическую концепцию фетиша, черпая вдохновение из своих европейских путешествий.
В 1953-1954 годах Твомбли служил криптографом в армии. По выходным он снимал номер в отеле и там модифицировал сюрреалистическую технику автоматического рисования, создавая биоморфные рисунки ночью в темноте. Эти «слепые» наброски превратились в удлинённые, искажённые формы и кривые, которые стали отличительными стилистическими мотивами в его более поздних работах.
С 1955-го по 1959 год Твомбли время от времени работал в Нью-Йорке, где твёрдо закрепился как значительный художник в группе, куда входили Роберт Раушенберг и
Джаспер Джонс. В 1957 году он вернулся в Рим, где познакомился с итальянской художницей, баронессой Татьяной Франкетти – сестрой своего покровителя барона Джорджо Франкетти. Они поженились в мэрии Нью-Йорка в 1959 году и купили палаццо на Виа ди Монсеррато в Риме.
Впрочем, позже пара предпочла город Гаэту неподалёку от Рима на берегу Средиземного моря. Там работы художника приобрели более спокойные светлые тона, которые также отсылали к классической культуре и литературе. Греко-римские темы проходят через значительную часть его произведений на протяжении всей карьеры.
Проведя время в Вирджинии и Нью-Йорке, присоединившись к художникам, которых представлял галерист Лео Кастелли, Твомбли с 1959 года обосновался в Риме и всю оставшуюся жизнь прожил между Италией и США. Примерно в этом же году в журнале Vogue вышла статья с фотографиями элегантно обставленной квартиры художника в Риме и предположением, что его роскошный образ жизни «каким-то образом предаёт дело». Понятно, что с тех пор у Твомбли возникло недоверие к прессе.
В начале 1960-х его работы приобрели более значительные масштабы и более яркие цвета, а в них появились темы эротизма и насилия. Хотя творчество Твомбли было хорошо принято в Италии, нью-йоркский показ серии «Девять бесед о Коммоде» (1963) в галерее Кастелли получил резкие отзывы. Цикл посвящён убийству древнеримского императора Коммода в 192 году. Художник обратился к этому историческому эпизоду после того как в Далласе застрелили Джона Кеннеди.
С 1966 по 1972 год Твомбли создал несколько холстов, напоминающих классные доски, – со светлыми петлями и каракулями на сером фоне. Сейчас из цена на рынке достигает десятков миллионов долларов.
В конце 1970-х и в 1980-х годах Твомбли работал меньше, но продолжал создавать важные полотна. В середине 1970-х он также вернулся к скульптуре, которую оставил почти 20 лет назад. Его конструкции, чаще всего посвящённые классическим темам, в основном были собраны из найденных предметов и окрашены в белый цвет. Италия продолжала влиять на творчество художника. Он долго прожил в Гаэте, построенном в средние века, и многие картины 1980-х годов отражают его интерес к морю.
Жёсткая критика работ Твомбли на родине сменилась в 1980-х годах большей благосклонностью – отчасти из-за новой моды на современное европейское искусство. Тем не менее, когда в 1994 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал ретроспективу его работ, куратор Кирк Варнедо решил написать эссе под названием «Ваш ребёнок не мог нарисовать это, и Другие упрёки в адрес Сая Твомбли».
Отсылки к классике сохранились и в более поздних работах художника (пример тому – серия, посвящённая Бахусу, богу вина). В последующие десятилетия Твомбли расширил свою палитру, его мазки стали более жестикулятивными, а формы – более узнаваемыми, такими как цветы и пейзажи.
Сай Твомбли умер 5 июля 2011 года в Риме. Его сын Сайрус Алессандро Твомбли также стал художником и живёт в столице Италии.
Сай Твомбли упорно пренебрегал славой и признанием. Тем не менее, наряду с Робертом Раушенбургом и Джаспером Джонсом, он считается одним из величайших американских художников постабстрактного экспрессионизма. Его неповторимая эстетика «выросла» из техник абстрактного экспрессионизма послевоенной и европейской интерпретации. И в то же время она внесла «низкие» художественные практики (например, слова, написанные карандашом или мелом) в контекст «высокого» искусства и истории искусств.
Творчество Твомбли изобилует противоречиями. С одной стороны, его работы (наряду с произведениями
Фрэнка Стеллы и Агнес Мартин) были представлены на первых выставках, исследующих идеи минимализма. С другой, выразительность его полотен, произрастающая из корней абстрактного экспрессионизма, повлияла на последующее поколение неоэкспрессионистов.
Влад Маслов