Дракон и Бармаглот
В произведении Паоло Уччелло «Битва святого Георгия с драконом» (1470) объединены два разных эпизода из историй о Георгии и драконе, словно они происходят одновременно.Справа изображён момент, когда святой пронзает мифического зверя своим копьем. А слева художник поместил принцессу, связавшую дракона своим поясом. На этой перевязи она привела чудовище в город, словно на поводке.
Суфражистка порезала «Венеру» Веласкеса
В этом году исполнилось ровно 100 лет с момента, когда женщины в США и Чехословакии получили избирательное право наравне с мужчинами. В связи с этим было бы упущением не упомянуть картину «Венера перед зеркалом», которая некогда возмутила суфражистку.Картина Диего Веласкеса, также известная под названием «Венера Рокби», изображает обнажённую богиню любви, лежащую на спине и смотрящую на себя в зеркало. Но в 1914 году томный образ чувственности сильно пострадал. Ранним утром 4 марта британская суфражистка Мэри Ричардсон, вооружившись мясницким тесаком, несколькими точными взмахами распорола картину, которая висела в лондонской Национальной галерее.
Поступок Ричардсон привёл к тому, что многие художественных галереи и музеи Англии перестали пускать женщин. Британский музей был более либеральным, туда могли попасть женщины в сопровождении мужчин, которые несли ответственность за них. Даму без спутника допускали лишь при наличии рекомендательного письма от джентльмена, который ручался за её пристойное поведение. В местах, представляющих исторический интерес, действовало правило «никаких муфт, наручных сумок и тростей».
Ошибка Джона Сингера Сарджента
Сегодня «Мадам X (мадам Пьер Готро)» считается воплощением элегантного портретного стиля Джона Сингера Сарджента. Но когда-то художника оскандалили за пошлость и дурной вкус.На портрет Вирджини Амели Авеньо Готро, американской жены французского банкира Пьера Готро, Сарджент возлагал большие надежды. Он полагал, что заказ от очаровательной светской львицы принесёт дополнительные баллы его репутации в художественных кругах. То, что произошло потом, было полной противоположностью ожидаемому.
Джон Сингер Сарджент, «Мадам Х (Мадам Пьер Готро)», 1884. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мадам Готро ценили за смелый стиль. А потому, с её разрешения, Сарджент изначально написал одну из украшенных драгоценными камнями бретелей её платья сползшей с плеча. Но когда картина была представлена в Парижском салоне 1884 года, она, к большому смятению художника, вызвала возмущение и насмешки у представителей высших слоев общества. Они посчитали героиню совершенно деклассированной.
Обескураженный Сарджент перекрасил бретель и скрывал работу более 30 лет. В конечном итоге он в 1916 году продал портрет Метрополитен-музею, но сделал со строгим условием — хранить в секрете личность натурщицы. Сама же мадам Готро, чья репутация также пострадала, скончалась за год до этой сделки.
Фейерверк Уистлера, вызвавший взрыв критики
Сегодня картина Джеймса Эббота Макнейла Уистлера «Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета» (1875) не вызывает споров, ведь многие видели, как в ночном небе над лондонским парком взрываются и падают сверкающие фейерверки. Но когда уважаемый и очень влиятельный викторианский искусствовед Джон Рёскин увидел эту работу, он разразился водопадом критики.За Гентский алтарь требовали выкуп
Шедевр братьев Губерта и Яна ван Эйков «Поклонение мистическому агнцу» (1432), более известный как Гентский алтарь, можно назвать произведением с девятью жизнями.Полиптих из 12 панелей был создан для собора святого Бавона в Генте. Многие считают что это — первая крупная картина маслом в истории западного искусства. Алтарь пытались сжечь восставшие кальвинисты, его украл Наполеон, а ещё на протяжении веков он был излюбленным объектом у мошенников.
Позже похитители вернули одну из панелей в знак доброй воли, а за второй фрагмент потребовали выкуп, который не был выплачен. Преступление до сих пор не раскрыто.
Ван Гог считал психиатра своим мистическим двойником
После лечения в приюте для душевнобольных, которое Винсент Ван Гог прошёл, когда отрезал себе часть уха, его направили к доктору Гаше для продолжения наблюдения. Их первая встреча не задалась, и обеспокоенный художник написал своему брату Тео, что чувствует себя ещё хуже и станет искать другого врача.Завершив первый из двух портретов доброго доктора, Ван Гог объяснил: «Я написал портрет месье Гаше с меланхолическим выражением лица, которое может показаться гримасой тем, кто его видит».