Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Голодные галлюцинации,игры с огнем,тонны глины и одна-единственная женщина — Жоан Миро находил вдохновение во всем. Реальность была для него удобной отправной точкой для долгих и бесконечно увлекательных путешествий в мир,который находился где-то между небом и землей.
Миро получил возможность заниматься искусством только после того,как пережил нервный срыв. Как заботливый,дальновидный и рациональный человек,отец Жоана Миро не считал увлечение сына надежным решением. Если уж подросток,не проявивший никакого интереса к школьным наукам,решительно настроен стать художником,нужно обеспечить ему хоть какое-то будущее. Поэтому 14-летний Миро поступает учиться сразу в два учебных заведения Барселоны: Школу промышленных и изящных искусств(по собственному желанию) и Бизнес-школу(по настоянию отца). А некоторое время спустя начинает еще и подрабатывать.
Эта кампания по обеспечению ребенку блестящего будущего закончилась полным крахом. Не выдержав нагрузок,мечтательный,замкнутый подросток сначала свалился с нервным срывом,а вскоре подхватил брюшной тиф. Болезнь он переносил сложно — и вопрос о его профессиональном будущем решительно был задвинут на второй план. Семейство Миро покупает ферму на морском побережье в маленьком городке Мон-Роч-дель-Камп. И здесь Жоан набирается сил,восстанавливается после болезни,и получает возможность,наконец,заниматься только рисованием и живописью.
Воображение Миро часто было вызвано голодом. Эрнест Хемингуэй вспоминал: «Когда я только познакомился с Миро,у него было очень мало денег и очень мало еды,и он работал целыми днями в течение девяти месяцев над большой и замечательной картиной под названием«Ферма». Это было начало 1920-х. Миро только приехал в Париж. Молодой каталонский художник,за плечами которого было художественное образование и единственная высмеянная выставка в родной Барселоне. Когда уже знаменитого и всемирно известного художника Миро журналисты спрашивали об источниках вдохновения для ранних картин,он отвечал: «Откуда я брал идеи своих рисунков? Ну,я приходил вечером в свою парижскую студию на Рю Бломе,ложился спать,иногда я не ужинал. У меня были видения,которые я зарисовывал в блокноте. Я видел образы на потолке».
В воспоминаниях Миро картина 1925 года«Карнавал Арлекина» — как раз одна из тех,что были выдуманы во время голодных галлюцинаций.
Когда полуголодный Миро закончил«Ферму», Эрнест Хемингуэй решил купить картину во что бы то ни стало. Художник отказывался с ней расставаться — и тогда Хемингуэй пообещал в ближайшее время собрать 5 тысяч франков и заплатить за «Ферму» эту фантастическую для обоих сумму. «Это было на 4250 франков больше,чем я когда-либо платил за картину», — говорил американец. Настал последний день обещанной оплаты — и Хемингуэю все еще не хватало денег. Тогда он прошел по всем известным барам Парижа и занимал крохотные суммы у всех,с кем хоть немного был знаком. «Ферма» была выкуплена и оставалась в личной коллекции писателя до самой его смерти.
Миро прожил 54 года с одной женщиной. Пилар Юнкоса была дальней родственницей Жоану. Его бабушка и ее мать приходились друг другу кузинами. Семья Пилар жила на Майорке,а семья Жоана часто проводила там лето. Дети росли вместе. Они поженились в 1929 году,а два года спустя родилась Мария Долорес,их единственная дочь. Образ жизни Миро мало менялся из года в год. Его жизнь была подчинена строгому порядку,в ней не было места расточительности или сумасбродству. Он жил тихо и скромно,согласно ежедневному заведенному ритуалу. На фоне светских эпатажных коллег-современников(Пикассо, Дали, Эрнста и многих других) история его супружеской верности может выглядеть старомодной,неправдоподобной и почти скучной.
Жоан Миро и Пилар Юнкоса в Монт-Роч, 1950. Источник: miromallorca.com
Ирвин Пенн. Жоан Миро и его дочь, 1948. Источник: www.invaluable.com
Главным захватывающим приключением в его жизни всегда была живопись. Он топтал и жег картины,испробовал множество техник,работал с керамикой,гравюрой,текстилем,он забирался в своих художественных фантазиях в такие миры,где реальность больше не имела значения и откуда,даже оглянувшись назад,трудно было отыскать точку отправления. Он расставлял лестницы,уходящие в небо,на своих картинах снова и снова. А ровно в 2 часа Пилар звонила к обеду,он выходил в сад и усаживался в домашних туфлях и выпачканном красками синем халате напротив женщины,которую любил всю жизнь и которая сделала его счастливым. И ждал,когда подадут обед. Изо дня в день,ровно в 2 часа.
«Моя жена Пилар — мой идеальный партнер. Без нее я навсегда остался бы сиротой,потерянным в этом мире», — говорил Миро. Безымянная,условная женщина,которую он постоянно пишет,чаще,чем птиц и луну,чаще,чем небо и звезды,женщина — главная богиня художественного мира Миро. И все,что он знал о Женщине,он знал от Пилар.
Миро создал две фрески для здания ЮНЕСКО. Это была первая монументальная декоративная работа художника. В 1957 году Комитет по архитектуре и искусству ЮНЕСКО обратился к 11 художникам с предложением — создать произведение,которое украсит здание организации. Миро предстояло работать над фресками для двух стен.
Это было время,когда художник страстно увлекся керамикой: «Сначала меня очаровало великолепие керамики. Она похожа на поток искр. Но кроме того,это битва со стихиями: землей,огнем… Если ты собираешься заниматься керамикой,то должен быть способен приручить огонь», — говорил Миро.
И тогда он решил,что его будущие фрески для ЮНЕСКО будут керамической мозаикой. Вместе с другом керамистом Жозепом Льоренсом Антигасом он начинает работу над первыми в своей жизни керамическими фресками(их будет потом много — в аэропортах,музеях). 4 тонны глины,30 килограммов красителей,25 тонн древесины,35 сеансов обжига. Когда плитки были готовы,Миро раскладывал их на полу и наносил на них пигмент огромной кистью из пальмовых листьев. Это была сложная задача. Во-первых,ни одно помещение,доступное художнику,не вмещало панно целиком — и разрисовывать приходилось отдельные блоки,удерживая в голове полную картину. Во-вторых,пигмент приобретал нужный цвет только после обжига,а на момент нанесения все цвета выглядели одинаково — темно-серыми. Чтобы выдержать общий рисунок,Миро применил опыт мастеров Возрождения — разработал картоны,по которым сначала наносил контур будущего рисунка на поверхность плиток.
«Стена Солнца» и «Стена Луны» — две керамические фрески,которые в виде разрозненных плиток в несколько партий доставлялись в Париж. И уже на месте собирались в единую картину. На время установки фресок Миро поселился на стройке и контролировал каждый этап.
Миро создал серию полотен в соавторстве с огнем. Художник говорил,что самое захватывающее в поджигании картин — это непредсказуемый результат. «Я люблю работать с огнем… Он не столько разрушает,сколько преображает,он воздействует на горящий объект с изобретательной силой,он владеет магией». В конце 1973 года Миро создает 5 полотен,следуя инструкции собственного изобретения: наносит краску,укладывает на полу,поливает бензином,поджигает,держит наготове мокрую швабру,чтобы вовремя затушить,потом прокалывает,где нужно,обрезает лохмотья,где нужно,паяльная лампа — для точечных поджогов,пальцами наносит краску.
В свои 80 лет Миро довел до конца обещание,которое дал еще в 30. «Я хочу убить живопись!» — сказал он тогда одному из журналистов. Причин для такого художественного экстремизма у Миро было несколько: традиционная живопись безжизненна и поиски в этой области зашли в тупик,а кроме того,искусство коммерциализировано и понимание его ценности все чаще смещается в область правильных вложений. Одному из журналистов Миро сказал: «Я сжег эти полотна,чтобы в очередной раз послать на хрен всех тех,кто говорит,что эти картины стоят целое состояние».
Фото: Франческ Катала-Рока. Миро смотрит сквозь один из сожженных холстов,1973. Источник: www.sothebys.com
Впервые все пять«Сожженных холстов» появились на парижской ретроспективе Миро в 1974 году. И тогда,за год до падения режима Франсиско Франко,они стали еще и мощным политическим высказыванием художника. Оно читалось однозначно: яростный протест против репрессий и фашизма на его родине,а зарубежная выставка как идеальная площадка для громкого разговора об этом.
Ман Рей. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Гобелен Миро был уничтожен во время теракта 11 сентября 2001 года. Во время атаки террористов в Международном торговом центре находилось огромное количество произведений искусства. Большинство из них были потеряны навсегда,некоторые серьезно пострадали. Целая коллекция рисунков и скульптур Огюста Родена, серия«Антаблементы» Роя Лихтенштейна, скульптура Александра Колдера, десятки тысяч негативов в фотоархиве,фонтаны и фрески. Погиб и «Гобелен Международного торгового центра» — работа размером 6 на 10 метров и весом 4 тонны,которую Миро выполнил в 1974 году.
Чистка Гобелена Международного торгового центра Жоана Миро,1997 год,за 4 года до трагедии. Источник: www.flickr.com
Гобелен для Международного торгового центра художнику заказал Сол Венеграт,возглавлявший художественную программу при администрации Нью-Йорка. Миро отказался и заявил,что сделать гобелен самостоятельно невозможно,а он создает только то искусство,которое может создать при помощи своих двух рук. Но потом случилась трагедия — уже взрослая дочь Миро путешествовала по Испании и попала в тяжелую аварию. Монахиням,которые лечили Долорес,Миро пообещал подарить любое из своих произведений,если те поставят дочь на ноги. Когда стало понятно,что Долорес уверенно идет на поправку,монахини попросили у Миро… гобелен. Совершенная неопытность Миро в этом ремесле не показалась монахиням убедительным оправданием — и они нашли в деревне неподалеку мастера,который согласился обучить 80-летнего художника этому ремеслу. Миро так захватил текстиль,что он изготовил гобелен,обещанный монахиням,и еще 20. Сол Венеграт успел забыть о заказе двухлетней давности,когда однажды в его офис позвонил дилер Миро и сообщил: «Гобелен для Всемирного торгового центра готов».
Триптих«Голубое» Жоана Миро на выставке в галерее Тейт в Лондоне,2011 год. Источник: www.theguardian.com
Миро прожил такую долгую жизнь,что сначала повлиял на Ротко и Поллока, а потом они повлияли на него. Миро пережил две мировые и гражданскую войну,фашистский режим в Испании и его падение. Когда он умер в возрасте 90 лет,журналисты сказали,что ушел из жизни последний художник-модернист. Всю жизнь его пытались определить в какое-нибудь художественное движение,вписать его стиль в какую-то определенную систему координат. Но это редко кому удавалось сделать без оговорок. Миро не подписывал художественных манифестов,не был членом объединений. В первые свои годы в Париже он снимал мастерскую рядом с мастерской сюрреалиста Андре Массона. Друзья-поэты и коллеги-художники часто собирались то у одного,то у другого. В разгар какого-то оживленного спора Массон потребовал,чтобы Миро высказал свое мнение. Миро молчал. Тогда Массон в ярости набросил другу на шею веревку и пообещал,что задушит его,если тот не выскажется наконец. Миро молчал.
Получая награды,почетные титулы,признание и ретроспективные выставки в столицах по обе стороны океана,он мог ничего не менять и следовать раз и навсегда найденному стилю. Вместо этого Миро перебрался на Майорку,где прожил больше 30 лет. «Я работаю,как садовник» — говорил он. Его первые беспредметные картины 1920-х годов,где он использовал 2−3 цвета и закрашивал фон синим или коричневым,оказывают сильнейшее влияние на молодых американских художников,когда в Нью-Йорке проходят первые большие выставки Миро. И потом этот импульс вернется к каталонцу в виде мощнейшего впечатления от полотен абстрактных экспрессионистов. Он исследует возможности огромных холстов,не отступая от своего стиля,а лишь сокращая свои высказывания до точки,до линии,до одного цвета.
Фото: Миро работает над триптихом«Голубое», 1961. Источник: www.schirn.de
Когда у Миро спрашивали,как долго он писал свой триптих«Голубое», он ответил: «Да,мне понадобилось лишь мгновенье,чтобы провести кистью эту линию. Но потребовались месяцы и даже годы,чтобы обдумать и сформулировать идею».