Описание картины «Созвездия. Женщина и птицы»
Серию из 23 картин «Совездия» Миро написал в 1940-1941 годах в трех разных городах: Варанжевиле, Пальма-де-Майорка и Монт-Роч. Это были самые страшные, беспросветные и тяжелые времена для художника. В 1936 году он бежал в Париж из Испании, когда там началась гражданская война, а с началом Второй мировой войны перебрался в тихий Варанжевиль. В 1940 немецкие войска захватывают Францию – и Миро снова вынужден бежать. На поезде из Варанжевиля в Париж, через бомбежки и грохот снарядов, едут Миро, его жена Пилар и десятилетняя дочка Долорес. У Миро с собой только портфель, в котором он увозит 10 готовых листов с «Созвездиями» и пустые листы для новых. Семейство Миро отправляется на Майорку, в родной город Пилар.
В Пальме художник пишет еще 10 «Созвездий» и готовится к тому, что всю оставшуюся жизнь придется провести здесь, ходить по песку, смотреть на море и писать картины, которые никто никогда не увидит. Уставший от переездов, доведенный до отчаяния, Миро уверен, что Гитлер захватит полмира и нацизм победит. И новости о ходе войны только укрепляют эту уверенность.
Картину «Женщина и птицы» он написал за неделю до побега из Варанжевиля. Это было время, когда в маленьком французском городке жители вынуждены были для защиты от бомбардировок отключать свет и зашторивать окна. Миро писал: «Мне всегда нравилось смотреть в окно по ночам, наблюдать за небом, звездами, луной, но теперь нам это было запрещено. Тогда я выкрасил окна в синий цвет, достал кисти и начал писать. Это было начало «Созвездий».
В «Женщине и птице», как и в других работах из цикла «Созвездия», взгляд зрителя сначала останавливается на цветных фигурах: месяц, звезды, глаза. Чтобы отыскать заявленных в названии персонажей, приходится смотреть еще раз, дольше. Эти фигуры как будто прозрачные, через них просматривается небо. Их нужно отыскать на небе, полном звезд, и провести воображаемые линии, превращая в созвездие. В поисках женщины и птиц, глаза постепенно отыскивают нужную траекторию и следуют за черными линиями, завитками. Словно распутывая комок ниток.
Миро использует совсем мало цветов для основных элементов картины: белый, черный, красный, синий, желтый. Но долго и тщательно добивается глубины неба, смешивая, разбрызгивая, растирая гуашь и масло по фону. Небо, которого тогда не было видно за его выкрашенными в синий цвет окнами, оживало и заменяло настоящее.
Автор: Анна Сидельникова