Александр Колдер (англ. Alexander Calder, 22 июля 1898, Лонтон, США – 11 ноября 1976, Нью-Йорк, США) – американский скульптор, изобретатель так называемого рисования в пространстве и знаменитых мобилей – подвижных скульптур, которые приводились в движение потоками воздуха.
Особенности творчества скульптора Александра Колдера: прославили Александра Колдера скульптуры из проволоки – создавалось ощущение, что он рисовал фигуры людей и животных проволокой в пространстве. Но стоило ему увидеть однажды, как
Пит Мондриан раскладывает цветные геометрические фигуры на поверхности стола, добиваясь равновесия композиции, как Колдер понял, что абстрактных фигур и элементов вполне достаточно для творчества – и фигуративный этап творчества для него остался позади. Талантливый инженер и практик, Колдер придумывает сложные подвесные конструкции, которые уравновешены за счет точных просчетов, но умиротворяюще покачиваются от малейшего движения воздуха. Позже мобили, которые изобрел Колдер, можно было найти чуть ли не в каждом доме.
Известные работы Александра Колдера: «Цирк Колдера», «Мобиль», «Ртутный фонтан», «Высокая скорость»
Вообще-то Александр Колдер, хоть и родился в семье потомственных художников и скульпторов, связывать свою жизнь с искусством не собирался. Он получил диплом инженера в Технологическом институте Стивенса, а потом увлеченно и ответственно работал в автомобилестроении, в лесозаготовочном лагере, на пассажирском лайнере.
Колдер пережил две мировые войны и был активным противником войны во Вьетнаме – из-за этой своей позиции он отказался получать Президентскую медаль свободы, но при этом по-настоящему его жизнь изменили несколько событий: две недели, проведенные в «Цирке братьев Ринглин», посещение мастерской Пита Мондриана и восход солнца по одну линию горизонта в то время, как по другую линию горизонта в небе была полная луна. Это последнее событие было на самом деле первым – Александр Колдер тогда еще инженером плавал на корабле и встречал утро на палубе у берегов Гватемалы, когда вдруг увидел солнце и луну одновременно. Он закончил рейс, сошел с корабля и решил стать художником.
А три года спустя был цирк: Колдер работал тогда иллюстратором в газете и был командирован на несколько недель в цирк – делать зарисовки. После этого он создал первое произведение искусства – цирк Колдера. Это был макет арены с фигурками, на которой автор в течение двух часов, передвигая руками фигурки, разыгрывал представление. Этот протоперформанс был невероятно популярен в артистических кругах.
Прошло еще 5 лет, это был 1930 год, - и Колдер попал в мастерскую Пита Мондриана. Он вспоминал об этом как о самом важном опыте:
«Это была очень впечатляющая комната. Она освещалась слева и справа, а во всю стену между окнами располагались цветные картонные прямоугольники, которые складывались в какие-то экспериментальные группы. Я заметил, что было бы неплохо, если бы эти прямоугольники двигались. И Мондриан с очень серьезным выражением лица сказал: «Нет, это не обязательно, моя картина и так достаточно быстрая».Один этот визит произвел на меня оглушающее впечатление, тогда все и началось». Тогда Колдер придумал, что его скульптуры должны двигаться. Инженерное образование ему, конечно, очень пригодилось. Год спустя он создал первую подвижную скульптуру, а
Марсель Дюшан назвал ее мобилем. В том же году Александр встретил в одном из многочисленных плаваний через Атлантический океан (Америка-Франция, Франция-Америка) будущую жену, с которой проживет до конца жизни.
После возвращения в Америку в 1933 году у Александра Колдера не было периодов простоя или творческого упадка. Его биографии, разделенные на десятилетия, неизменно начинаются фразой «этот период был очень продуктивным для скульптора». Он сотрудничал с галереей Пьера Матисса, очень быстро занялся монументальными скульптурами для городского пространства. Во время Второй мировой войны он, из-за дефицита металла, работает с деревом и с металлическими обрезками, практически мусором – и все равно в 1943 Музей современного искусства в Нью-Йорке устраивает его огромную ретроспективную выставку. В 50-е он занимается в основном крупными заказами: скульптуры для аэропортов, стадионов, выставочных комплексов, городских площадей и администраций. В 60-е две американские галереи, с которыми Колдер сотрудничает, проводят его персональные выставки каждый год. Он создал несколько тысяч ювелирных украшений из проволоки – и его заказчицами были самые известные женщины-коллекционеры.
Александр Колдер получил посмертно Президентскую премию свободы. Его считают основателем направления кинетической скульптуры, хотя сам он никогда ни к какому направлению себя не относил – просто всю жизнь скручивал проволочные петли, развешивал цветные пластины и смотрел, как потоки воздуха еле заметно раскачивают идеально уравновешенные композиции.