войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

История любви в картинах: три женщины Уильяма Холмана Ханта

В 1848 году трое друзей, учившихся в художественной школе Королевской академии — Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле и Данте Габриэль Россетти — образовали общество, которое назвали «Братство прерафаэлитов». Реализуя идеи Братства, художники рисовали свои работы с живых моделей, стремясь достичь максимального реализма. И, поскольку главными героинями их картин были преимущественно женщины — им, моделям, часами сидевшим в застывших неудобных позах, доставался нелегкий труд. Средневековый образ идеальной красоты и женственности, бледные юные девы с ниспадающими локонами, замершие в одухотворённом созерцании или в драматических сценах — где искали и находили своих моделей прерафаэлиты
Прерафаэлиты – первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Читать дальше
?
История любви в картинах: три женщины Уильяма Холмана Ханта
Как и его друзья, Хант стремился запечатлеть жизнь во всех ее проявлениях. Будучи глубоко набожным, он работал экспрессивно, однако без излишне откровенных деталей. По сравнению с произведениями того же «аморального» Россетти женщины Ханта выглядят скромницами, и даже знаменитая работа «Пробудившийся стыд» — при всей своей неоднозначности — выглядит вполне целомудренной. Для этого произведения, написанного в 1853 году, Ханту позировала юная барменша по имени Энни Миллер.
Дочь солдата и служанки, выросшая в ужасной бедности, Энни, как и ее сестра Харриет, рано узнала, насколько сложно в викторианской Англии подняться по социальной лестнице хотя бы на одну ступеньку. После смерти матери отец оставил девочек на попечение брата и его жены, которые жили на задворках паба неподалеку от комнат, которые снимал Уильям Хант. Когда Энни подросла, ее отдали в услужение в этот же паб. Простонародная речь, манеры, привычки были препятствиями на пути в высшие социальные классы. Но Хант, превозносящий принципы братства прерафаэлитов более всех остальных, отнесся к юной чумазой красавице с рыцарской щедростью. Он не только спас ее от нищеты, но и дал ей возможность получить образование. Были ли Хант влюблен в юную барменшу, или же ему застила глаза собственная роль благородного рыцаря, спасающего девушку из цепких лап бесславного прозябания?
Собираясь в поездку на Ближний Восток, дабы рисовать сцены из Библии в подлинной обстановке, он составил для Энни план обучения. А также оставил ей список художников, которым, по его мнению, она могла позировать без опасения за собственную нравственность. План Ханта состоял в том, что Энни будет верной, послушной, «хорошей девочкой», за время его отсутствия она остепенится, станет более утонченной. И когда он вернется в Англию, то возможно… возможно он найдет ее подходящей для брака. На портретах друга Ханта, Джона Эверетта Милле, Энни изображена как раз как «хорошая девочка» — она скромна, мила и естественна.
Джон Эверетт Милле. «В ожидании». 1854
Джон Эверетт Милле. «В ожидании». 1854
Джордж Бойс. Портрет Энни Миллер. 1856

Были ли Хант и Энни официально помолвлены? Кто-то говорит «д

Джордж Бойс. Портрет Энни Миллер. 1856

Были ли Хант и Энни официально помолвлены? Кто-то говорит «да», кто-то — «нет». Разлука может сделать любовь крепче, но, похоже, Энни положилась на собственное мнение и позировала не только художникам из списка жениха, но и тем, кто в этот список не вошел — Джорджу Прайсу Бойсу и его соседу, любвеобильному Россетти. В феврале 1856 года Хант вернулся домой. Несомненно, он знал о том, что Россетти и Бойс рисовали ветреную мисс Миллер, и это его, казалось, задевало. Тем не менее, заботясь о репутации возможной будущей миссис Хант, художник навестил Джорджа Бойса и попросил отдать ему портрет Энни, который тот нарисовал. Как заявил Хант, он хочет жениться на мисс Миллер после того, как «воспитание как ее разума, так и манер» будет завершено, и намерен «уничтожить, насколько это возможно, все следы ее прежних занятий». Хант все-таки убедил Энни пойти в школу и оплатил ее обучение, однако никак не мог смириться с ее склонностью к чрезмерной, по его мнению, трате денег.

Встретив Томаса Джонса, 7-го лорда Ренелага, Энни увлеклась новыми отношениями, найдя их более интересными, чем вечные склоки с прижимистым и вечно морализирующим Хантом, но связи с художественным кругом прерафаэлитов окончательно рвать не стала. Бойс и Россетти по-прежнему увлеченно боролись за Энни Миллер, и хотя Россетти обычно побеждал, его жена, художница Элизабет Сиддал, однажды не выдержала и после большого скандала в припадке ревности выкинула рисунки с Энни в окно. Длящаяся связь Миллер и Россетти Ханта не радовала, и оба художника отдалились друг от друга. К тому времени первоначальное Братство прерафаэлитов уже распалось, а вокруг Россетти собралось новое общество художников, которое продолжило дело Братьев.
Уильям Холман Хант. «Восхитительное безделье». 1859−66
Уильям Холман Хант. «Восхитительное безделье». 1859−66
В 1859 году Хант окончательно отказался от мыслей о браке с Энни. Двоюродный брат лорда Ренелага, королевский офицер, капитан Томас Томпсон, предложил Энни подать в суд на Ханта «за нарушение обещания», но до этого все-таки не дошло. В свою очередь, возмущенный Хант пытался окончательно забыть Миллер и даже переписал ее лицо на картине «Пробудившийся стыд», стараясь окончательно вычеркнуть некогда любимый образ из своей жизни. Современные исследования этой картины в рентгеновских лучах показали, что Хант до основания сцарапал краску с лица изображенной женщины. Но полностью позабыть ее не смог: в год разрыва он начал писать еще одну картину с бывшей Музой — «Восхитительное безделье»… лицо он оставил напоследок, и завершил его только в 1866 году — но это была уже другая женщина. И все-таки он оставил себе портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Энни на память о былом — в том же 1866 году художник написал картину «Утренняя молитва».
Ну, а Энни Миллер продолжала периодически позировать Россетти. В 1863 году, уже после смерти своей жены Элизабет Сиддал, он написал Энни в образе Елены Троянской, а также ее портрет «Женщина в желтом». И тогда же Энни Миллер вышла замуж за капитана Томпсона — вероятно, усилия Ханта и долгие годы вращения в «приличном обществе» стали для девушки из паба отличной жизненной школой. Однако коварная миссис Томпсон просто так не сдалась и после замужества заявила Ханту, что собирается передать газетам чемодан с письмами художника (что, несомненно, вызвало бы большой скандал в обществе). По всей вероятности, Хант выкупил эти письма и постарался окончательно забыть о ветреной «невесте», на которую он потратил столько времени. Жизнь четы Томпсон прошла мирно и вполне по-викториански: Энни родила двоих детей и прожила долгих 90 лет, пережив мужа на 8 лет.
Драматический разрыв с Энни Миллер произвел на Ханта большое впечатление, и только после ее замужества он решился на более серьезные отношения с другой женщиной. В 1865 году Хант сделал предложение Фанни Во, с которой он познакомился четырьмя годами ранее. Фанни была старшей из восьми дочерей Джорджа Во, химика и придворного фармацевта Королевы Виктории. Дедушка Фанни, преподобный Александр Во (1754−1827) был служителем церкви Возрождения в Шотландии, одним из основателей Лондонского миссионерского общества и водил дружбу с философом и писателем Томасом Карлайлом, труды которого в свое время очень повлияли на мировоззрение Ханта. Его второй сын, Джэймс Хэй Во, на протяжении 44 лет был ректором церковного прихода Корсли в Сомерсете, большим любителем театра и актером-аматором. Были в семье и свои подводные камни: двоюродный брат Фанни, Александр, был известен в семье под прозвищем «скотина» за жестокое обращение с женой и детьми. Словом, семейство Во имело свои скелеты в шкафу, вес в обществе, было весьма набожным, законопослушным и почтенным — что не могло не нравиться Ханту.
Товарищ Ханта по Братству прерафаэлитов, скульптор Томас Вулнер познакомился с Фанни Во в еще 1859 году — как раз тогда, когда жизненный корабль Ханта сотрясали последние волны скандала после расставания с Миллер. Вулнер боготворил Фанни и считал ее величайшей красавицей из всех живущих. Два года спустя скульптор сделал девушке предложение руки и сердца — и остался ни с чем: Фанни Во предпочла ему Уильяма Ханта.
  • Уильям Холман Хант. Автопортрет
    Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    . 1867
  • Уильям Холман Хант. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Фанни Во Хант. 1868
На момент бракосочетания невесте было 32 года, жениху 38, и ни у кого такая «зрелость» невесты вопросов не вызывала. Вскоре пара отправилась в тур по Ближнему Востоку; Фанни была на седьмом месяце беременности. Ханты были вынуждены задержаться в Италии, поскольку порты были закрыты из-за эпидемии холеры, бушевавшей в Александрии. Увы, их семейное счастье оказалось недолгим — ослабленная путешествием, Фанни заболела лихорадкой и умерла через два месяца после родов.
Юного Ханта назвали Сириллом, а вторым именем, которое ему дали, стало Бенони — что означает «дитя скорби». Похоронив жену, Хант увез малыша в Англию, где передал его на попечение сестры жены — юной Эдит Во. Замечательный салонный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Фанни художник начал еще во Флоренции, но так и не успел закончить: на картине она опирается на кресло, которое скрывает ее беременную фигуру. Вернувшись в Лондон после похорон, художник продолжил работу над портретом с использованием фотографии жены, копируя ее настоящие вещи — шаль, платье, брошь. В работе «Восхитительное безделье» вместо лица Энни Миллер, которая была первой моделью для картины, явно угадывается Фанни Во; Хант завершил работу над полотном в 1866 году. Еще одна из немногих картин, на которых изображена Фанни — «Изабелла и горшок с базиликом».
  • (Марион) Эдит Хант (урожденная Во). 1866-1867 (1861?). Фотограф Эдгар Прут.
  • Уильям Холман Хант и его сын Сирилл. 1872. Фотограф Чарльз Доджсон
Будучи еще девочкой, сестра Фанни — Эдит — была тайно влюблена в Ханта. Когда ей исполнился 21 год, Хант, по заказу отца семейства, написал ее потрет — картину «День рождения». И, вероятно, тогда же начался роман, ведь Эдит была не только хороша собой, но и приняла на себя обязанности по воспитанию своего маленького племянника Сирилла. Тем не менее, Хант оставил сына на ее попечение и вернулся во Флоренцию, где в 1868 году работал над созданием мемориала на могиле Фанни, похороненной на местном Английском кладбище.
Надгробие Фанни Во Хант на Английском кладбище во Флоренции. Уильям Холман Хант. 1867 
Источник фот
Надгробие Фанни Во Хант на Английском кладбище во Флоренции. Уильям Холман Хант. 1867 
Источник фот
Надгробие Фанни Во Хант на Английском кладбище во Флоренции. Уильям Холман Хант. 1867 
Источник фот
Надгробие Фанни Во Хант на Английском кладбище во Флоренции. Уильям Холман Хант. 1867
.
Год спустя он продолжил прерванное путешествие в Святую Землю и прожил там пять лет, и даже построил в Иерусалиме собственный дом на улице Пророков, 64. Местные пейзажи оказывали на Ханта неизгладимое впечатление. Художник считал, что только здесь он может достичь той точности, которую он искал для своих живописных версий библейских притч. Он неустанно трудился над эскизами и набросками для картины «Тень смерти», зарисовывая ландшафты Назарета, оплакивал Фанни и писал письма Эдит.
То, что для нас сегодня представляется делом вполне обычным, в викторианскую эпоху было попранием нравственных устоев общества. Вплоть до 1907 года английские законы запрещали вдовцу жениться на сестре покойной жены, расценивая это как кровосмешение. Тем не менее, заботясь о благополучии сына — притом не забывая о себе — Хант пошел на конфликт, и его бракосочетание с Эдит Во состоялось в 1875 году. Художнику пришлось упрятать свое благочестие подальше, и церемонию провели за границей, в швейцарском Невшателе.
Скандал был просто невероятный. Все почтенное семейство Во ополчилось на Ханта и его новоиспеченную жену. Скульптор Томас Вулнер, один из первой «семерки» Братства прерафаэлитов, который уже много лет являлся родственником Ханта, будучи женатым на сестре Фанни и Эдит — Алисе Во — был в ярости. Бурное выяснение отношений закончилось полным охлаждением отношений между семействами Хант и Вулнер. Эдит не жалела ни о чем — ее мечта сбылась.
Пройдя через семейные бури, Хант и Эдит отправились в Иерусалим. Здесь Хант начал работу над картиной «Триумф невинных». Здесь в 1876 году родилась их дочь Глэдис, а три года спустя в семье Хант появился сын Хилари Люшингтон. Хант поощрял увлечение своей жены рисованием и литературой. В 1881 году вышла книга Эдит Хант «Дитя в Иерусалиме: зарисовки из современной жизни в Сирии». Художник изобразил свою жену образе девы Марии на картине «Триумф невинных», которую окончил в 1884 году.
Уильям Холман Хант. Триумф невинных
Уильям Холман Хант. Портрет миссис Эдит Холман Хант, второй жены художника
(Марион) Эдит Хант (урожденная Во). ок. 1890. Фотограф Фредерик Холлиер. Источник.
(Марион) Эдит Хант (урожденная Во). ок. 1890. Фотограф Фредерик Холлиер. Источник.
Эдит Холман Хант. "Дом Уильяма Холман хант и его жены Эдит в Иерусалиме". 1876. Акварель. Частная ко
Эдит Холман Хант. "Дом Уильяма Холман хант и его жены Эдит в Иерусалиме". 1876. Акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
. Частная коллекция
Когда Ханты спустя десять лет вернулись в Лондон, им довелось пережить много неприятностей, связанных с тем, что по английским законам ни их брак, ни их общие дети не считались законными. Несмотря на это, Ханту все же надо было упрочить положение в Англии, и в 1886 году в Лондоне прошла первая ретроспектива его произведений, дополненная сборником статей о Братстве прерафаэлитов в «Современном обозрении». Хотя творческие амбиции художника сильно пострадали из-за ухудшения зрения и астмы, Ближний Восток по-прежнему манил, и в 1892 году он отправился в свое последнее путешествие. Последнюю работу «Леди из Шалот» ему помогал доделывать Эдвард Хьюз.
В 1905 году Ханта наградили орденом «За заслуги» и почетной докторской степенью по гражданскому праву Оксфордского университета. Он выпустил воспоминания, которые ему помогала отредактировать жена. Умер Хант 7 сентября 1910 года и был похоронен в пределе художников собора св. Павла в Лондоне.
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Опустошенная кончиной мужа, Эдит осталась одна, храня наследие мужа и с гордостью представляясь вдов

Опустошенная кончиной мужа, Эдит осталась одна, храня наследие мужа и с гордостью представляясь вдовой «великого прерафаэлита». Ей были присущи самоотречение и крайняя скупость, хотя ее окружали настоящие сокровища. Крайне щепетильная в отношении собственной репутации, после смерти Уильяма Эдит ревновала его к своей предшественнице: ну как же, она тут одна, а ее драгоценный Уильям уже на небесах, притом с Фанни… Молясь на могиле мужа, она переживала о том, каким образом их бренные оболочки смогут воссоединиться после смерти. Эдит умерла в результате дорожно-транспортного происшествия в Лондоне, в 1931 году. Ее удивительная судьба подробно описана внучкой художника, Дианой Холман-Хант, в книге «Мои бабушки и я», а память своего великого деда она почтила произведением «Мой дедушка, его жизнь и любовь».

Титульная иллюстрация — коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
произведений Уильяма Холмана Ханта (слева направо): «Портрет Фанни Во Хант» (1868), «Восхитительное безделье» (1859−66), «День рождения. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Эдит, второй жены художника» (1868)