Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Малограмотная простушка стала женой одного прерафаэлита и любовницей другого. Как ей это удалось и что из этого вышло? До 21 сентября ответ на этот вопрос можно искать в Художественной галерее леди Левер в пригороде Ливерпуля на выставке«Одержимость Россетти: Изображения Джейн Моррис», где представлено около трех десятков картин,рисунков и фотографий с лицом одной из любимейших натурщиц Братства прерафаэлитов. Заодно посмотрим,совпадают ли наши современные представления о красоте со вкусами прерафаэлитов и Россетти в частности.
«Прошло больше 150 лет с момента основания Братства прерафаэлитов,а это яркое,радикальное движение волнует зрителей по сей день, — говорит Сандра Пинкет,директор галереи. — И Джейн Моррис,как жена одного художника,возлюбленная другого,муза и натурщица,была в центре этого взрывоопасной группы». Выставка же посвящена печальному юбилею: в этом году исполнилось 100 лет со дня смерти Джейн Моррис.
Галерея леди Левер располагает одной из богатейших коллекций прерафаэлитов.
Основатель галереи — Уильям Хескет Левер,виконт Леверхалм(1851−1925) — скупал живопись прерафаэлитов,полагая,что она должна нравиться его целевой аудитории — домохозяйкам. Дело в том,что виконт производил мыло. В своей практичности он зашел так далеко,что выкупил однажды у Джона Эверета Милле права на его картину«Мир ребенка», переименовал ее в «Мыльные пузыри», пририсовал туда свою продукцию и сделал одну из самых узнаваемых в Великобритании реклам. Виконт был в прибыли. А вот Милле досталось на орехи. Да и изображенному на картине,ставшей рекламной картинкой,внуку художника тоже,а это было особенно неприятно,учитывая,что мальчишка вырос и стал адмиралом.
Но вернемся к Джейн Моррис. На афише выставки она изображена в образе Прозерпины древнеримской богини,полгода проводящей в царстве живых,а полгода в царстве мертвых,с влюбленным в нее Плутоном,царем подземного мира. Очень похоже на то,как Джейн разрывалась между своим мужем Уильямом Моррисом и Данте Габриэлем Россетти,который был влюблен в нее,пусть и нездоровой любовью-наваждением,но определенно плодотворной. Вероятно,Россетти не случайно выбирал живописные роли для своей музы. Пандора — это ли не намек на то,что,появившись в его жизни,она навсегда перевернула ее с ног наголову?
На картинах мы видим Джейн Моррис глазами Россетти. А какой она была на самом деле — показывают представленные в галерее фотографии. Рисунки,кажется,тоже ближе к реальности.
10 фактов о Джейн Моррис
1. Джейн Бёрден(такова ее девичья фамилия) родилась в 1839 году в Оксфорде. Отец ее был конюхом. Неграмотная мать работала прислугой — примерно такое же будущее было уготовано и Джейн,которая сразила наповал прерафаэлитов не только своей необычной красотой,но и речью,изобилующей ошибками,и грубыми манерами.
2. 1857-й год. Джейн с сестрой отправилась в театр. И там ее приметили Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Они с девушкой познакомились и уговорили ее позировать им. Россетти написал с нее королеву Джинерву. И Уильям Моррис, которого в театре вообще не было, — ее же. Джинерва — супруга Короля Артура,изменившая ему с Ланселотом. Трудно отделаться от мысли,что друзья-художники сами запрограммировали и свои судьбы,и судьбу Джейн Бёрден.
Уильям Моррис. Королева Джинерв, 1858
Данте Габриэль Россетти. Сэр Ланселот в покоях королевы Джинервы, 1857
3. Уильям Моррис сделал Джейн предложение — и она согласилась. Заметивший ее первым Россетти не мог позволить себе такой роскоши: он был женат на Элизабет Сиддал(эта прерафаэлистская красавица и муза и сама была художницей), а она была тяжело больна. К тому же,помимо обязательств,Россетти сдерживали чувства: он всегда изменял Элизабет,но при этом крепко ее любил.
4. Пока Элизабет Сиддал жива,две супружеские пары проводят много времени вместе,даже снимают вскладчину дом. Когда же жена Россетти умирает,Уильям Моррис часто и надолго оставляет свою Джейн наедине с другом. Видите ли,он не считает жену своей собственностью и не ограничивает ее в источниках счастья. Да и потом,Россетти ведь пишет с нее портреты,устраивает фотосессии — какое-никакое алиби.
5. Эта версия«Пандоры» Россетти в мае 2014-го выставлялась на аукционе«Сотбис» с эстимейтом 8−11 млн. долларов. Тогда,восхищаясь картиной,эксперт аукциона по творчеству Россетти Саймон Толл по-мужски сочувствовал Уильяму Моррису: — Только представьте себе бедного Морриса,который стоял перед этой страстной огненной живописью. О чем,интересно,он думал,глядя на то,как его друг написал его жену?
Кстати,продана картина не была. Возможно,потенциальных покупателей испугала не столько цена,сколько образ. Все-таки ящик с бедами,который вот-вот откроется, — не самая безопасная и необходимая«мебель» в доме.
6. Джейн Моррис была рядом с Россетти,когда он,уязвленный критиками,пытался покончить с собой. И во время других его нервных срывов,которые были весьма многочисленны. Но когда поняла,что он слишком увлекся алкоголем и наркотиками,оставила его навсегда и вернулась к мужу.
7. У Джейн и Уильяма Моррис было двое дочерей.
8. Джейн Моррис пережила Россетти на 22 года,а мужа на 18.
9. Джейн Моррис,олицетворяющая рыжеволосую прерафаэлистскую красавицу,в жизни была эталонной Белоснежкой — черноволосой и бледнолицей. Так описывал ее и писатель Генри Джеймс. Он был от нее в восторге и называл«само совершенство» в письме к сестре. Но прерафаэлиты оставили нам портреты не только рыжеволосой Джейн.
Габриэль Россетти. Прозерпина. Это одна из пяти «Прозерпин» Россетти, написанных с Джейн Моррис. Эта выполнена пастелью в 1878 году. В ноябре 2013-го она была продана на «Сотбис» за 5,3 миллиона долларов – и это рекорд для произведений Россетти.
Эвелин де Морган. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Джейн Бёрден, 1904
10. Прожив жизнь в окружении художников,грубоватая простушка Джейн Бёрден превратилась в настоящую леди — прекрасную и роковую. Она выучила французский и итальянский языки,стала играть на фортепиано,на выставке в Ливерпуле представлен гобелен ее работы. Со временем окружающие восхищались уже не только ее красотой,но и личностью. Поговаривают,Джейн Моррис — один из возможных прототипов Элизы Дулиттл,главной героини пьесы Бернарда Шоу«Пигмалион». Вот так! Один удачный визит в театр и необразованная нищенка превратилась в королеву(на картинах — так даже буквально). Ей никаких кастингов в модельных агентствах не потребовалось. Только везение и мужская любовь.