Sign up

Сёстры-прерафаэлитки: в Лондоне чествуют женщин, стоявших за знаменитым Братством

  3 
Когда мы говорим об образах, созданных Уильямом Холманом Хантом, Джоном Эвереттом Милле, Данте Габриэлем Россетти и их коллегами, на ум приходят бледные молодые женщины с ниспадающими локонами, замершие в одухотворённом созерцании или в драматических сценах, написанных яркими цветами. Кем были эти женщины? Что известно об их жизни и роли в Братстве прерафаэлитов, которое в разных вариантах существовало более полувека? Выставка «Сёстры-прерафаэлитки» пытается представить женщин, которые проверяли припасы, одевали детей, записывали заказы, оплачивали счета, позировали художникам и следили, чтобы те позавтракали.
Братство прерафаэлитов впервые выставило свои работы в 1849 году, и это ознаменовало революцию в британском искусстве. Представляя себя «молодыми художниками Англии», эта группа стремилась подорвать заскорузлые художественные традиции викторианских времён и бросить вызов предшественникам своими поразительными цветами и композициями.

Мария Спартали Стиллман, «Первая встреча Петрарки и Лауры» (1889)

На периферии Братства и последующего эстетического движения творили художницы — менее известные по сравнению с мужчинами — в частности, Мария Спартали Стиллман, Мария Замбако и Эвелин де Морган. Впрочем, как живописцы они неубедительны и, будь мужчинами, вряд ли привлекли бы внимание. Россетти, конечно, поощрял усилия Элизабет Сиддал, но женщин не брали в художественные школы (Слейд — первый британский художественный колледж, который принял их — открылся через девять лет после её смерти). Даже кураторы признают, что фигуры в драматических композициях Сиддал «бескостные».

Исключение в ряду художниц-прерафаэлитов составляет, пожалуй, Эвелин де Морган, чью «Ночь и Сон» молодой Оскар Уайльд сравнил с работами Эдварда Коли Бёрн-Джонса.

Но женское творчество — лишь часть выставки «Сёстры-прерафаэлитки». Кураторы рассматривают более широкую роль, которую женщины играли в жизни членов движения как модели, сёстры, дочери, любовницы, жёны и помощницы.
Данте Габриэль Россетти. Портрет Кристины Россетти с книгой

Данте Габриэль Россетти, «Портрет Кристины Россетти с книгой» (1866). Частная коллекция

В некоторых случаях слово «сёстры» напрямую относится к родству — например, поэтесса Кристина Россетти приходилась таковой художнику Данте Габриэлю. Он проиллюстрировал её пьянящее стихотворение «Базар гоблинов», а она позировала для его картин — в юности для образа Девы Марии, которую посещает полуодетый архангел явного мужского пола; позже — для великолепного и смелого портрета мелом.

На выставке представлены работы Джорджианы Бёрн-Джонс, никогда не появлявшиеся на публике ранее. Это рисунки тушью и стихи, созданные до замужества. Однако после рождения первого ребёнка женщине пришлось почти отказаться от творчества, поскольку муж не позволял ей заходить в студию. Дополнительную рану Бёрн-Джонс нанёс супруге своей изменой с Марией Замбако, которой приходить в мастерскую как раз разрешал.

Эдвард Бёрн-Джонс, «Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс с детьми Филиппом и Маргарет» (1883). Частная коллекция

Тем не менее, Джорджиана Бёрн-Джонс была тем, кого сегодня называют художником-активистом. Она была доверенное лицо и «родственной душой» Уильяма Морриса, который также испытывал проблемы в браке. Оба верили в искусство для всех, объединяя декоративно-прикладное движение со своеобразной версией социализма. Она сыграла важную роль в создании Южно-Лондонской галереи и стала одной из первых женщин-политиков в викторианской Британии, заняв должность члена совета прихода в своей деревне, которую ревностно реформировала. Её самый смелый акт политического протеста произошел в деревне Роттингдан близ Брайтона на юге страны. В разгар англо-бурской войны она сшила антивоенный плакат и повесила его на семейном доме. «Мы убиваем и разоряем их», — гласил баннер. Он вызвал такое возмущение, что Редьярду Киплингу — племяннику Джорджианы, одобрявшему войну — пришлось спасать тётю от нападения. К сожалению, это произведение текстильного искусства не сохранилось.

В историю Братства прерафаэлитов женщины в основном входят как натурщицы или любовницы, зачастую одновременно. Лишь немногие картины являются портретами в буквальном смысле. Чаще всего модели и музы воплощают роли, назначенные им викторианской фантазией — падших женщин, нуждающихся в мужчине-рыцаре; трагических героинь; гораздо реже — роковых женщин.

Кураторы предлагают рассматривать их как предшественниц супермоделей из современного мира моды, которые играют существенную роль в создании окончательного образа. Но, как предполагает Кристина Россетти в стихотворении «В мастерской художника», мастер рисует фантазию, а не женщину: «Не такой, как она есть, а той, какой она воплощает его мечту».
Рыжеволосая и белокожая Элизабет Сиддал известна нам как Офелия на картине Джона Эверетта Милле и по бесчисленным работам её возлюбленного Россетти. Энни Миллер был 18 лет, когда она очаровала Уильяма Холмана Ханта и позировала для героини «Пробудившегося стыда», чью опасную судьбу символизирует кошка под столом, играющая с птицей. В значительной мере она вдохновила также Россетти — как и Фанни Корнфорт или Джейн, жена его друга Уильяма Морриса.

Джоанна Бойс Уэллс, «Портрет Фанни Итон». Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен

Родившаяся на Ямайке Фанни Итон, будучи замужней женщиной, избежала роли «переходящей любовницы», и пользовалась некоторым успехом лишь в качестве модели из-за своей оригинальной внешности. Её портрет, выполненный ведущей художницей-прерафаэлитом Джоанной Бойс Уэллс, стал одним из центральных экспонатов показа.

Многообещающая карьера Бойс Уэллс оборвалась в 29 лет: женщина, которая 20-летней дебютировала на выставках в Королевской академии, умерла после третьих родов.

«Не было предела тому, чего эта удивительно одарённая художница не достигла бы в своём искусстве», — писал искусствовед Уильям Россетти, брат Данте Габриэля.
Джоанна Бойс Уэллс, «Ты птица Божья» (1861). Источник: The Telegraph
Как и Эвелин де Морган поколение спустя, Бойс годами сопротивлялась браку, считая, что семейная жизнь отвлечет её от творчества. Но в 1857 году она всё же приняла предложение своего преданного поклонника, художника-портретиста Генри Уэллса. Всего четыре года спустя Джоанна Бойс Уэллс умерла через несколько дней после рождения третьего ребёнка. Россетти, лучшего друга её брата, позвали сделать последний набросок умершей. Свидетели говорят, что он пробормотал: «Великий художник пожертвовал собой, чтобы привести в мир больше детей».
Выставка не исследует хронологию, взлёт и падение Братства. Каждой женщине отведено собственное относительно замкнутое пространство, в котором она представлена — и подчас в мельчайших деталях.

Например, Эвелин де Морган была увлечённым спиритуалистом, а Мария Стиллман вышивала свои туфли. Предприимчивые Замбако и Спартали Стиллман были достаточно умны и брали уроки рисования у мужчин, которые их писали.

Фанни Корнфорт, которая позировала Эдварду Коли Бёрн-Джонсу и Россетти, закончила свои дни в приюте для душевнобольных в графстве Сассекс. В экспозиции есть страница из журнала регистрации с записью о её госпитализации в 1907 году — без гроша в кармане. Корнфорт страдала деменцией, проявившейся четырьмя годами ранее.
Другие женщины стали опорой для творчества своих мужей и возлюбленных, привлекая натурщиц, покровителей и создавая костюмы. Например, Эффи Грей Милле сама убедила богатого банкира заказать портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
его дочери и договорилась о гонораре в 2000 фунтов стерлингов. А для картины мужа «Слепая девушка» (1854/56) одолжила у женщины на улице юбку, у которой был «нужный цвет». И когда Милле пришёл в бешенство из-за неудачных попыток написать фигуру в сцене «Долина покоя» (1858/59), Эффи заперла полотно в подвале, пока художник не успокоился.
  • Джейн Моррис. Источник: The Telegraph
  • Фото со страницы National Portrait Gallery в фейсбуке
Иногда эти женщины оживают, благодаря мелким деталям: письму Джейн Моррис, где описываются её чувства по поводу эпилепсии дочери; случайной фотографии Спартали Стиллман с сыном Майклом на коленях.
Выставка «Сёстры-прерафаэлитки» в Национальной портретной академии в Лондоне продлится до 26 января 2020 года.

По материалам The Guardian, The Telegraph и Standard

Главная иллюстрация: Данте Габриэль Россетти. Прозерпина. 1878
  3 
 Comments
To post comments log in or sign up.