Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Когда мы говорим об образах,созданных Уильямом Холманом Хантом, Джоном Эвереттом Милле, Данте Габриэлем Россетти и их коллегами,на ум приходят бледные молодые женщины с ниспадающими локонами,замершие в одухотворённом созерцании или в драматических сценах,написанных яркими цветами. Кем были эти женщины? Что известно об их жизни и роли в Братстве прерафаэлитов,которое в разных вариантах существовало более полувека? Выставка«Сёстры-прерафаэлитки» пытается представить женщин,которые проверяли припасы,одевали детей,записывали заказы,оплачивали счета,позировали художникам и следили,чтобы те позавтракали.
Братство прерафаэлитов впервые выставило свои работы в 1849 году,и это ознаменовало революцию в британском искусстве. Представляя себя«молодыми художниками Англии», эта группа стремилась подорвать заскорузлые художественные традиции викторианских времён и бросить вызов предшественникам своими поразительными цветами и композициями.
Мария Спартали Стиллман,«Первая встреча Петрарки и Лауры»(1889)
На периферии Братства и последующего эстетического движения творили художницы — менее известные по сравнению с мужчинами — в частности,Мария Спартали Стиллман, Мария Замбако и Эвелин де Морган. Впрочем,как живописцы они неубедительны и,будь мужчинами,вряд ли привлекли бы внимание. Россетти,конечно,поощрял усилия Элизабет Сиддал,но женщин не брали в художественные школы(Слейд — первый британский художественный колледж,который принял их — открылся через девять лет после её смерти). Даже кураторы признают,что фигуры в драматических композициях Сиддал«бескостные».
Исключение в ряду художниц-прерафаэлитов составляет,пожалуй,Эвелин де Морган,чью«Ночь и Сон» молодой Оскар Уайльд сравнил с работами Эдварда Коли Бёрн-Джонса.
Но женское творчество — лишь часть выставки«Сёстры-прерафаэлитки». Кураторы рассматривают более широкую роль,которую женщины играли в жизни членов движения как модели,сёстры,дочери,любовницы,жёны и помощницы.
Данте Габриэль Россетти,«Портрет Кристины Россетти с книгой»(1866). Частная коллекция
В некоторых случаях слово«сёстры» напрямую относится к родству — например,поэтесса Кристина Россетти приходилась таковой художнику Данте Габриэлю. Он проиллюстрировал её пьянящее стихотворение«Базар гоблинов», а она позировала для его картин — в юности для образа Девы Марии,которую посещает полуодетый архангел явного мужского пола; позже — для великолепного и смелого портрета мелом.
На выставке представлены работы Джорджианы Бёрн-Джонс,никогда не появлявшиеся на публике ранее. Это рисунки тушью и стихи,созданные до замужества. Однако после рождения первого ребёнка женщине пришлось почти отказаться от творчества,поскольку муж не позволял ей заходить в студию. Дополнительную рану Бёрн-Джонс нанёс супруге своей изменой с Марией Замбако,которой приходить в мастерскую как раз разрешал.
Эдвард Бёрн-Джонс,«Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс с детьми Филиппом и Маргарет»(1883). Частная коллекция
Тем не менее,Джорджиана Бёрн-Джонс была тем,кого сегодня называют художником-активистом. Она была доверенное лицо и «родственной душой» Уильяма Морриса,который также испытывал проблемы в браке. Оба верили в искусство для всех,объединяя декоративно-прикладное движение со своеобразной версией социализма. Она сыграла важную роль в создании Южно-Лондонской галереи и стала одной из первых женщин-политиков в викторианской Британии,заняв должность члена совета прихода в своей деревне,которую ревностно реформировала. Её самый смелый акт политического протеста произошел в деревне Роттингдан близ Брайтона на юге страны. В разгар англо-бурской войны она сшила антивоенный плакат и повесила его на семейном доме. «Мы убиваем и разоряем их», — гласил баннер. Он вызвал такое возмущение,что Редьярду Киплингу — племяннику Джорджианы,одобрявшему войну — пришлось спасать тётю от нападения. К сожалению,это произведение текстильного искусства не сохранилось.
В историю Братства прерафаэлитов женщины в основном входят как натурщицы или любовницы,зачастую одновременно. Лишь немногие картины являются портретами в буквальном смысле. Чаще всего модели и музы воплощают роли,назначенные им викторианской фантазией — падших женщин,нуждающихся в мужчине-рыцаре; трагических героинь; гораздо реже — роковых женщин.
Кураторы предлагают рассматривать их как предшественниц супермоделей из современного мира моды,которые играют существенную роль в создании окончательного образа. Но,как предполагает Кристина Россетти в стихотворении«В мастерской художника», мастер рисует фантазию,а не женщину: «Не такой,как она есть,а той,какой она воплощает его мечту».
Рыжеволосая и белокожая Элизабет Сиддал известна нам как Офелия на картине Джона Эверетта Милле и по бесчисленным работам её возлюбленного Россетти. Энни Миллер был 18 лет,когда она очаровала Уильяма Холмана Ханта и позировала для героини«Пробудившегося стыда», чью опасную судьбу символизирует кошка под столом,играющая с птицей. В значительной мере она вдохновила также Россетти — как и Фанни Корнфорт или Джейн,жена его друга Уильяма Морриса.
Джоанна Бойс Уэллс,«Портрет Фанни Итон». Йельский центр Британского искусства,Нью-Хейвен
Родившаяся на Ямайке Фанни Итон,будучи замужней женщиной,избежала роли«переходящей любовницы», и пользовалась некоторым успехом лишь в качестве модели из-за своей оригинальной внешности. Её портрет,выполненный ведущей художницей-прерафаэлитом Джоанной Бойс Уэллс,стал одним из центральных экспонатов показа.
Многообещающая карьера Бойс Уэллс оборвалась в 29 лет: женщина,которая 20-летней дебютировала на выставках в Королевской академии,умерла после третьих родов.
«Не было предела тому,чего эта удивительно одарённая художница не достигла бы в своём искусстве», — писал искусствовед Уильям Россетти,брат Данте Габриэля.
Джоанна Бойс Уэллс,«Ты птица Божья»(1861). Источник: The Telegraph
Как и Эвелин де Морган поколение спустя,Бойс годами сопротивлялась браку,считая,что семейная жизнь отвлечет её от творчества. Но в 1857 году она всё же приняла предложение своего преданного поклонника,художника-портретиста Генри Уэллса. Всего четыре года спустя Джоанна Бойс Уэллс умерла через несколько дней после рождения третьего ребёнка. Россетти,лучшего друга её брата,позвали сделать последний набросок умершей. Свидетели говорят,что он пробормотал: «Великий художник пожертвовал собой,чтобы привести в мир больше детей».
Выставка не исследует хронологию,взлёт и падение Братства. Каждой женщине отведено собственное относительно замкнутое пространство,в котором она представлена — и подчас в мельчайших деталях.
Например,Эвелин де Морган была увлечённым спиритуалистом,а Мария Стиллман вышивала свои туфли. Предприимчивые Замбако и Спартали Стиллман были достаточно умны и брали уроки рисования у мужчин,которые их писали.
Фанни Корнфорт,которая позировала Эдварду Коли Бёрн-Джонсу и Россетти,закончила свои дни в приюте для душевнобольных в графстве Сассекс. В экспозиции есть страница из журнала регистрации с записью о её госпитализации в 1907 году — без гроша в кармане. Корнфорт страдала деменцией,проявившейся четырьмя годами ранее.
Другие женщины стали опорой для творчества своих мужей и возлюбленных,привлекая натурщиц,покровителей и создавая костюмы. Например,Эффи Грей Милле сама убедила богатого банкира заказать портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
его дочери и договорилась о гонораре в 2000 фунтов стерлингов. А для картины мужа«Слепая девушка»(1854/56) одолжила у женщины на улице юбку,у которой был«нужный цвет». И когда Милле пришёл в бешенство из-за неудачных попыток написать фигуру в сцене«Долина покоя»(1858/59), Эффи заперла полотно в подвале,пока художник не успокоился.
Джейн Моррис. Источник: The Telegraph
Фото со страницы National Portrait Gallery в фейсбуке
Иногда эти женщины оживают,благодаря мелким деталям: письму Джейн Моррис,где описываются её чувства по поводу эпилепсии дочери; случайной фотографии Спартали Стиллман с сыном Майклом на коленях.