Вот уже 21 год ежедневные скетчи — своеобразная визитка одной из самых влиятельных корпораций в мире. Мы выбрали дудлы разных лет, посвященные художникам и художницам, и делимся сведениями о процессе создания «веселых картинок». Искусство ли это?
В 1998 году соучредители Google Ларри Пейдж и Сергей Брин отправились на форум Burning Man и захотели сообщить о своей поездке всему миру. Поэтому они поместили значок фестиваля под вторую букву О логотипа, который встречает посетителей на главной странице их компании. «Отцы-основатели» поисковика посчитали свое сообщение об отсутствии на работе публичной инсайдерской шуткой.
Так начались «дудлы от Гугла» (Google Doodles) — хотя компания, которая на тот момент функционировала всего несколько месяцев, ещё даже не была зарегистрирована.
Так начались «дудлы от Гугла» (Google Doodles) — хотя компания, которая на тот момент функционировала всего несколько месяцев, ещё даже не была зарегистрирована.
Дудл в честь художницы барокко
Микаэлины Вотье
Теперь, спустя 21 год и несколько тысяч дудлов, ежедневные скетчи — своеобразная визитка одной из самых влиятельных корпораций в мире. Они становятся темами постов в Facebook и «разговоров у кулера» с коллегами. Наверняка кто-нибудь из друзей хоть однажды отправлял вам понравившийся вариант лого. Случайный прикол перерос в замысловатый проект, объединяющий игру и художественное представление имён и событий. Это ещё один способ напомнить сотням миллионов людей о Микаэлине Вотье или юбилее Анри де Тулуз-Лотрека.
Большинство художников мечтают о тысячах зрителей. «Дудлеры», как называют команду тех, кто делает прикольные логотипы, — это меняющаяся группа из десятков художников, инженеров и менеджеров по продуктам. Они базируются в штаб-квартире компании в Маунтин-Вью, штат Калифорния, и работают на платформе, которая обслуживает ежедневно более пяти миллиардов поисковых запросов. Команда публикует несколько сотен дудлов в год по всему миру.
«Это… сложно, — смеётся Джессика Юй, руководитель команды Doodle. — Требуется много планирования». Большинство дудлов от Гугла рождаются на гигантском мозговом штурме, который она ежегодно проводит со своими сотрудниками.
«Мы рассматриваем тысячи и тысячи предложений, которые получаем от Google, посторонних людей или членов нашей команды, — говорит она. — Мы просматриваем все, а затем проходим по странам, чтобы составить календарь на год. Мы стараемся сделать так, чтобы у нас был разнообразный календарь во многих отношениях — культурно, тематически, географически и так далее. Вы можете найти забавные моменты, острые моменты, образовательные или вдохновляющие моменты».
«Это… сложно, — смеётся Джессика Юй, руководитель команды Doodle. — Требуется много планирования». Большинство дудлов от Гугла рождаются на гигантском мозговом штурме, который она ежегодно проводит со своими сотрудниками.
«Мы рассматриваем тысячи и тысячи предложений, которые получаем от Google, посторонних людей или членов нашей команды, — говорит она. — Мы просматриваем все, а затем проходим по странам, чтобы составить календарь на год. Мы стараемся сделать так, чтобы у нас был разнообразный календарь во многих отношениях — культурно, тематически, географически и так далее. Вы можете найти забавные моменты, острые моменты, образовательные или вдохновляющие моменты».
На финальном этапе к составлению календаря присоединяются представители компании из каждой страны, где есть Google (дудлы отличаются в зависимости от того, в какой точке мира вы находитесь). Затем команда приступает к «концептуализации» каждой иллюстрации — определяет, будет ли изображение статичным или анимированным, интерактивным или автоматическим, видео- или игровым. После этого иллюстраторы получают задания на множество простых рисунков, а инженеры — на более сложные проекты. В большинстве случаев обе группы сотрудничают.
Первоначальные концепт-рисунки и окончательный вид дудла к 120-летию художницы Тамары Лемпицкой
Значительная часть работы делается с помощью цифровых инструментов для рисования, но иногда дудлы начинаются и с рисунков вручную. Например, логотип к 150-летию со дня рождения Густава Климта художница Дженнифер Хом представила на холсте с помощью масляных красок и сусального золота. «Я хотела воздать должное Климту и его самой известной картине „Поцелуй“», — сказала она в 2012 году.
Дудл к 150-летию со дня рождения Густава Климта
Сейчас дудлы представлены практически в каждом художественном материале — в виде рисунков карандашом на бумаге, в графическом дизайне, фотографии и даже… в глине. Команда часто ищет местных художников для создания произведений со спецификой определённого региона.
Множество художников стали героями главной страницы поисковой системы — Василий Кандинский и Леонар Фуджита, Пабло Пикассо и Уильям Моррис, Тамара Лемпицка и Огюст Роден, Илья Репин и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Фрида Кало… И совершенно не обязательно, чтобы дудл был приурочен к «круглой» дате. В противном случае 170-летия со дня рождения Клода Моне пришлось бы ждать долгих девять лет.
По оценкам Дженифер Юй, её команда планирует на год вперёд 95 процентов дудлов, но оставшиеся пять процентов создаются как реакция на что-то заслуживающее внимания. Например, когда в начале 2019 года НАСА выпустило первое изображение чёрной дыры, Google в течение часа создал анимированный дудл на эту тему.
По оценкам Дженифер Юй, её команда планирует на год вперёд 95 процентов дудлов, но оставшиеся пять процентов создаются как реакция на что-то заслуживающее внимания. Например, когда в начале 2019 года НАСА выпустило первое изображение чёрной дыры, Google в течение часа создал анимированный дудл на эту тему.
Дудл «161 год со дня рождения Клода Моне», вышедший 14 ноября 2001 года
Конечно, учитывая огромное количество данных, поступающих в поисковик, несложно представить, что дудлеры могут предвидеть интересные моменты и оперативно отзываться на них. Но, по словам Юй, это не цель. Её команда не заботится об эффективности конкретного дудла — по крайней мере, не с точки зрения трафика, единиц и нулей.
«Речь не обязательно идёт о максимальном количестве кликов, — объясняет лидер дудлеров. — Откровенно говоря, для компании, основанной на данных, тут очень душевная атмосфера. Мы знаем, что не каждый дудл станет всеобщим любимцем, поэтому наша цель в том, чтобы он понравился просто кому-нибудь».
«Речь не обязательно идёт о максимальном количестве кликов, — объясняет лидер дудлеров. — Откровенно говоря, для компании, основанной на данных, тут очень душевная атмосфера. Мы знаем, что не каждый дудл станет всеобщим любимцем, поэтому наша цель в том, чтобы он понравился просто кому-нибудь».
Дудл к 150-летию со дня рождения Анри де Тулуз-Лотрека создала Дженифер Хом, которая также является автором дудлов в честь Густава Климта, Рембрандта, Фриды Кало и Карла Фаберже
Так всё же, являются ли дудлы произведениями искусства или образцами дизайна?
«Суть искусства в том, что оно не должно быть функциональным, — говорит Деян Суджич, директор лондонского Музея дизайна. — Дизайн, который раньше назывался коммерческим искусством, связан с функционалом». Она напомнила, что Энди Уорхол начинал как иллюстратор и превратился в художника. И хотя рисунки, которые он создал как иллюстратор, продаются за большие деньги, произведения искусства стоят дороже.
Ей вторит графический дизайнер Пол Бэйли, который рассматривает дудлы как «игривый способ комментировать происходящее, но не как искусство». «Они одноразовые. Тот факт, что они популярны, не делает их ни хорошими, ни узнаваемыми образцами дизайна. У нас перед носом есть многое, чем мы можем ненадолго заняться, но и быстро забываем», — говорит он.
«Суть искусства в том, что оно не должно быть функциональным, — говорит Деян Суджич, директор лондонского Музея дизайна. — Дизайн, который раньше назывался коммерческим искусством, связан с функционалом». Она напомнила, что Энди Уорхол начинал как иллюстратор и превратился в художника. И хотя рисунки, которые он создал как иллюстратор, продаются за большие деньги, произведения искусства стоят дороже.
Ей вторит графический дизайнер Пол Бэйли, который рассматривает дудлы как «игривый способ комментировать происходящее, но не как искусство». «Они одноразовые. Тот факт, что они популярны, не делает их ни хорошими, ни узнаваемыми образцами дизайна. У нас перед носом есть многое, чем мы можем ненадолго заняться, но и быстро забываем», — говорит он.
Но графический дизайнер Си Скотт, который работает и с корпоративными клиентами, и участвует в выставках, считает, что в наши дни дизайн, включая дудлы, является новым современным искусством.
С ним не согласна Жасмин Монтгомери, исполнительный директор маркетинговой компании Seven Brands. «Если вам платят за то, чтобы ваше произведение послужило брендингу или рекламе, это уже не искусство, потому что оно служит коммерческим целям. Дудлы — часть хорошо продуманного обслуживания клиентов. Они похожи на отель, в котором спроектирован уютный вестибюль, или на красивую упаковку продукта», — утверждает она.
И независимо от того, относитесь ли вы к дудлам как к искусству или как к дизайну, они являются одними из самых популярных произведений в мире.
С ним не согласна Жасмин Монтгомери, исполнительный директор маркетинговой компании Seven Brands. «Если вам платят за то, чтобы ваше произведение послужило брендингу или рекламе, это уже не искусство, потому что оно служит коммерческим целям. Дудлы — часть хорошо продуманного обслуживания клиентов. Они похожи на отель, в котором спроектирован уютный вестибюль, или на красивую упаковку продукта», — утверждает она.
И независимо от того, относитесь ли вы к дудлам как к искусству или как к дизайну, они являются одними из самых популярных произведений в мире.
По материалам artnet. News, BBC и Google. Все иллюстрации — google.com/doodles