Батиньоль - сады Тюильри
Эдуар Мане несколько раз менял квартиры и много раз — мастерские. Он никогда не работал дома — и мастерскую предпочитал снимать отдельно. Но всегда, всегда это были дома и улицы квартала Батиньоль или места неподалеку. Только в 1860 году Наполеон III сделал деревню Батиньоль частью Парижа — и первую мастерскую в этом районе Мане снял в том же году. Здесь жили мелкие буржуа и государственные служащие — пока еще тихий мещанский район вдалеке от шума и блеска стремительно перестраивающегося центра города.Мане снимает мастерскую на улице Гюйо, недорогую, скромную и тесную, по соседству с квартирками актеров, нищих художников и безвестных поэтов — и работает каждый день, пока за окном не начинает темнеть. Но вечером обязательно отправляется на прогулку — ближе к свету бульваров и к шуму известных артистических кафе: «Тортони» или «Гербуа». За ужином к нему присоединяются друзья, поэты и молодые художники, которые спорят о судьбе искусства, мечтают писать по-новому, писать саму жизнь. Со временем хозяин кафе «Тортони» забронирует для богемных завсегдатаев два отдельных мраморных столика, которые ждут их каждый вечер. А в артистической среде эту группу назовут «батиньольской школой».
Здесь, в Тюильри, Эдуар Мане пишет первую картину, в которой с дерзостью стихийного революционера уже рушит правила академической живописи. Мимолетность фланерского взгляда, брошенного на толпу, Мане реконструирует несколькими эффектами: если в классической живописи близкие к зрителю объекты были обозначены четко, а уходящие вдаль эту четкость постепенно теряли, то в этой картине законы перспективы больше не работают. Работают только глаза художника-фланера. Он волен сфокусировать взгляд на любом объекте — а все остальное из фокуса увести. И в данный момент его глаза остановились на нескольких фигурах: мужчина в цилиндре, женщина в синей шляпе, а потому дети на переднем плане не так уж важны, обозначены несколькими штрихами, а в самом центре вообще может оказаться неразборчивый комок чьих-то одежд, вуалей и лиц.
Ипподром Лоншан
Ипподром Лоншан открыли в Париже в 1857 году, на открытии присутствовал император Наполеон III и императрица Евгения. Наполеон очень хотел, чтоб Париж стал таким же красивым, сверкающим, современным и шикарным, как Лондон. Чтобы здание оперы было грандиозным (его строили в Париже 15 лет), чтобы парки, широкие бульвары, витрины и скачки, а вот баррикады чтобы построить было сложнее.Конечно, скачки становятся самым модным развлечением аристократов, не хуже концертов и прогулок на яхтах. Толпы французов собирались здесь по выходным выгулять новые наряды, поглазеть на знаменитостей и поставщиков светских сплетен, а молодые небедные художники вроде Мане и Дега — в поисках новых сюжетов.
Ледовые катки
После Франко-прусской войны и блокады, после потерь и позора Париж возвращался к мирной жизни и готов был снова развлекаться: любое модное времяпрепровождение достигало размаха поголовной мании, приводило к дракам в сувенирной лавке или к давке в общественных местах. В 1870-х в Париже появляются первые ледовые катки — целых пять. И конькомания охватывает парижан с неудержимой силой.Каток в 1870-х в Париже — это не просто залитая водой площадь, а изысканное место отдыха: электрическое освещение (большая редкость), грандиозные оркестры и даже читальные залы. На знаменитый каток на улице Фобур Сент-Оноре по понедельникам, средам и пятницам можно попасть только по личным пропускам, которые выдает специально созданный для этой цели комитет. Вторники и субботы отданы для занятий Клуба катания на коньках, куда отбирается весь цвет ранее существовавших аристократических модных клубов, например, жокейского. И лишь по четвергам и воскресеньям не требуется никаких специальных разрешений и пропусков, но для соблюдения благородной атмосферы не допускаются юные дамы без сопровождения.
Журналист газеты «La Vie Flamande Illustrée» с иронией описывал посетителей парижских столичных катков: 1% здесь ради занятий спортом, 4% - для медитации, 15% следуют моде, 25% кого-то сопровождают, а 55% ищут приключений!
Эдуар Мане в 1877 году живет на улице Амстердам — и ближайший к нему каток, как сообщают современные google-карты, всего в 7 минутах ходьбы. Для фланера — минут 15: медленно с улицы Амстердам свернуть на бульвар Батиньоль, а потом — на бульвар Клиши. Пройти всего два квартала — и наблюдать за резвящимися на льду парижанами из толпы.
Улица Санкт-Петербург – улица Монье - вокзал Сен-Лазар
В середине 1860-х Мане переезжает жить на улицу Санкт-Петербург, а в 1871 и студию снимает на этой же улице. Нужно понимать, что за место это было. Улица Санкт-Петербург — одна из 6 широких улиц, которые расходятся от массивного металлического Моста Европы, того самого, который написал спустя несколько лет Гюстав Кайботт. Это место не так уж далеко от Батиньоля, но у него совсем иной дух. Это символ торжествующей индустриализации, инженерного гения, неумолимо несущейся вперед жизни, устрашающих и пьянящих перемен. Под мостом Европы проходят железнодорожные пути — здесь расположен вокзал Сен-Лазар. Да, тот самый, который спустя 6 лет напишет Клод Моне.Улица Амстердам – лечебница на улице Миромениль
В 1878 году Мане вынужден покинуть свою любимую студию на улице Санкт-Петербург. Он находит другую, на соседней — на улице Амстердам. В ней нет величия и простора фехтовального зала, она меньше и темней, но именно эта мастерская станет самым людным и посещаемым местом в жизни Мане. К нему приходят друзья, натурщики, заказчики портретов, студенты, умоляющие возглавить их художественную студию (Мане неизменно отвечает отказом). Мане — знаменитость. В Салон принимают обе представленные Мане работы, самый непримиримый критик Альбер Вольф пишет первую благосклонную рецензию о пути, по которому Мане уже давно идет не в одиночестве: «Мане, несомненно, имеет большое влияние на современность. Именно он нанес удар рутине, он пальцем показал путь, по которому можно следовать, он указал художникам своего времени дорогу к природе».По утрам денди и фланер Мане берет по привычке в руки трость, чтобы выйти из дома, но теперь опирается на нее тяжелее, чем раньше. Трость ему нужна, чтобы не упасть. Спустя несколько месяцев после переезда в новую мастерскую от резкой боли в пояснице и ноге художник впервые падает. Дальше будет только хуже — и теперь медленные ежедневные прогулки ему прописывают врачи. На улице Миромениль расположена знаменитая гидротерапевтическая клиника, в которой Мане принимает лечебные души, послушно отправляется каждый день по улице Амстердам, переходит через Мост Европы, прихрамывая, движется по улице Мадрида, выходит на Миромениль. Всего 20 минут — уверяют google-карты. Скорее всего, гораздо дольше для страдающего от острых болей Мане. В эти периоды обострений он не может работать маслом — и пишет маленькие пастельные зарисовки, крошечные акварели в письмах друзьям и натюрморты (1, 2, 3).
Через два года и всего за год до смерти 49-летний Мане, борясь с болью, выйдет из дома, опираясь на трость, и медленно обойдет почти весь центр Парижа. Художник лично зайдет к каждому из 17 судей Салона, которые проголосовали за присуждение ему медали.