Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Название«назарейцы» члены«Братства святого Луки» получили из-за своего чудаковатого вида и странных обычаев. Однако творчество этих немцев,перебравшихся в Италию в начале XIX века,оказало влияние на русских,итальянских,французских и английских живописцев,заложило фундамент для возникновения символизма. А история жизни их любимой модели связала нынешние Италию,Украину,Россию и Эстонию.
Первые несогласные: когда Пруссия пала перед Наполеоном
Союзы художников — явление в истории искусства нередкое. Создавались они как для практической защиты цеховых интересов,так и на почве духовного и идейного родства. А с XIX века одной из движущих сил стал ещё и протест: всякое новое явление в европейской художественной жизни знаменовалось образованием коллектива единомышленников,которые противопоставляли себя официальному академическому«мейнстриму». Достаточно вспомнить французских импрессионистов,английских прерафаэлитов,русских передвижников.
Не последнее место в этом ряду занимает«Братство святого Луки», членов которого за внешние странности современники иронично и метко прозвали назарейцами.
Популярные и влиятельные в своё время,назарейцы многие десятилетия пребывали в забвении. Но были первыми«несогласными» в изобразительном искусстве позапрошлого века,который для Европы начался с тяжелых испытаний. Армия Наполеона покоряла всё новые территории. В 1806 году под натиском французов пало последнее,самое крупное из немецких государств, — Пруссия. Отчаяние,опустошённость,упадочные настроения охватили просвещённых немцев. Многие искали опору и спасение в религиозных и культурных ценностях прошлого,в частности, — в христианских идеалах средних веков.
Братья-основатели: Овербек, Пфорр и символ монаха-художника
Уроженцы Германии Фридрих Иоганн Овербек и Франц Пфорр учились в Венской академии искусств у профессора Фюгера,там они в 1808 году познакомились и подружились. Молодые художники быстро сошлись во взглядах: оба были разочарованы в неоклассицизме,неспособном,по их мнению,служить возрождению искусства и утверждению немецкого национального характера.
Живопись нового времени казалась им претенциозной и безнравственной,античные мифологические сюжеты не увлекали,академические принципы отталкивали надуманностью и пустотой.
Друзей пленяла итальянская живопись XIV — XV веков: ранний Рафаэль, Перуджино, Джотто, Фра Анжелико,особой притягательностью обладали работы Дюрера, Гольбейна и Кранаха. Средневековье с его патриархально-религиозным укладом виделось золотой эрой духовности и морали,братства и единства.
Иллюстрация: Иоганн Фридрих Овербек,«Обручение Марии и Иосифа»(1836 год)
К Овербеку и Пфорру постепенно примкнули другие студенты академии — австриец Йозеф Зуттер,швейцарцы Иоганн Конрад Готтингер и Людвиг Фогель,Йозеф Винтергерст из немецкой Швабии. Регулярно встречаясь для обсуждения своих работ,единомышленники всё яснее осознавали бесперспективность академического образования,уходили всё дальше от классических живописных канонов и принципов. Под влиянием немецких философов и писателей XVIII столетия молодые художники создали собственную эстетико-философскую доктрину.
10 июля 1809 года,через год после знакомства,друзья дали клятву оставаться верными истине,превозносить нравственную чистоту и всеми силами противостоять эстетическому упадку. Так было создано«Братство святого Луки», названное по имени евангелиста,который в средние века считался покровителем живописцев.
Огромное влияние на мировоззрение«братьев» оказала книга Вильгельма Вакенродера«Сердечные излияния монаха-любителя искусства», ставшая манифестом немецкого романтизма. Образ монаха-художника,сосредоточенного на творчестве,ведущего скромную жизнь в посте и молитве,стал идеалом для членов союза.
Чудаки в Италии: смерть Пфорра и новое прозвище
Уход из стен академии был закономерным итогом: отвергая навязанные мифологические темы,Овербек упорно писал религиозные сюжеты,Пфорр отдавал предпочтение историческим. Единомышленников манила Италия — Мекка европейских художников,колыбель титанов Ренессанса. Туда,распрощавшись с Веной,и направилась когорта друзей.
Филипп Фейт, «Аллегория Италии» (1834 - 1836)
Филипп Фейт, «Аллегория Германии» (1834 - 1836)
В Риме«братья» поселились в пустующем францисканском монастыре Сан-Исидоро. В отрыве от мирских радостей и соблазнов они жили просто и уединенно,проводя дни в трудах и молитвах. У каждого была отдельная келья; для приемов пищи собирались в общей трапезной,там же устраивали обсуждение живописных работ и чтения религиозных и философских книг.
Овербек и Пфорр оставались безусловными лидерами группы. К несчастью,Пфорру была суждена короткая жизнь: он умер от чахотки в 1812 году. С этого времени закончилось монастырское отшельничество братства.
Молодые романтики подражали не только образу жизни и работы средневековых мастеров,но также копировали их внешность,поэтому быстро прослыли чудаками среди местных жителей. Экзальтированная речь и странные манеры также служили объектом насмешек. Представьте,как дико выглядели под палящим южным солнцем мрачная нордическая бледность,длинные прически с прямым пробором в подражание Дюреру,бархатные береты и тяжелые плащи,вышедшие из моды пару веков назад!
Из-за внешнего сходства с библейскими персонажами экспаты получили прозвище«назарейцы». Удивительно,но факт: наряду с названием«Братство святого Луки» это случайное имя прижилось и стало общепринятым обозначением группы и течения в изобразительном искусстве,которому назарейцы положили начало.
С миссионерским жаром крестоносцев члены сообщества утверждали новую религиозность,заново открывая традиции христианского символизма. Как подметили французские искусствоведы,«немецкие художники не пишут,они размышляют». Это утверждение в полной мере относится к искусству назарейцев: их работы пронизаны шифром символов и идей.
Расцвет: три вектора искусства и новый лидер
По мнению назарейцев,в искусстве возможны три пути: следование натуре(Дюрер), идеалу(Рафаэль) и фантазии(Микеланджело). Художественный поиск братьев был ориентирован на примирение этих векторов,на разумное соотнесение реального,идеального и фантастического.
Чаще работая по памяти и представлению,они,однако,придавали большое значение рисованию с натуры. Обычно позировали друг другу — например,прорабатывая рисунок складок сложной драпировки. В силу религиозных убеждений назарейцы отказались от изучения анатомии по трупам. Изображение модели на фоне воздушных далей ландшафта становится одним из излюбленных приёмов,фигуры обычно представлены в средневековых или ренессансных одеждах.
Подчеркнуто выразительный контур изображений,чистые цветовые пятна,плоскостность второстепенных элементов композиции определили влияние искусства назарейцев на развитие последующих художественных формаций XIX века
Овербек,тяжело переживший потерю сподвижника в лице Пфорра,продолжал оставаться знаковой фигурой движения,но фактическим лидером стал Петер фон Корнелиус(на фото), обладавший незаурядными организаторскими талантами.
В 1813 году Германия была освобождена от наполеоновской тирании,что придало новый импульс тяге к духовному просвещению и укреплению немецкого национального самосознания. Особое значение в решении этих задач назарейцы придавали монументальной фресковой живописи.
Художники положили много усилий для восстановления старинных секретов и технологий. Они коллективно выполнили несколько крупных фресковых циклов в резиденциях знатных особ. С этого момента началось восхождение к вершинам признания и славы.
В 20 — 30-е годы XIX века многие из назарейцев вернулись на родину. Поводом стало приглашение короля Людвига I Баварского расписать мюнхенские общественные здания сюжетами из немецкой истории. Часть живописцев получила высокие академические и придворные посты.
Овербек,один из старейших членов сообщества,отклонил все заманчивые предложения и сохранил верность консервативным идеалам своей юности. Он жил и работал в Италии до самой своей смерти в 1869 году в возрасте 80 лет.
Представители направления:
Фридрих Иоганн Овербек,Франц Пфорр,Петер фон Корнелиус,Иоганн Конрад Готтингер,Людвиг Фогель,Йозеф Зуттер,Йозеф Винтергерст,братья Филипп и Иоханнес Фейт,Вильгельм фон Шадов,Юлиус Шнорр фон Карольсфельд,Франц Людвиг Катель,Эберхард Вахтер,Йозеф Антон Кох, Иоганн Шеффер фон Леонардсхоф.
Основные работы:
— Фридрих Овербек: «Италия и Германия», «Торжество религии в искусствах»;
— Франц Пфорр: цикл картин из жизни короля Рудольфа I(1809 — 1810);
— циклы фресок на тему жизни Иосифа(римский дом прусского консула Якоба Соломона Бартольди,1816 — 1817);
— циклы фресок на сюжеты из «Освобождённого Иерусалима» Торквато Тассо,Данте,Петрарки и Ариосто(загородный дом маркиза Карло Массимо,1819 — 1830).
догадались,что один из первых камней в фундамент грядущего символизма заложили именно назарейцы.
Вы — профан, если:
считаете,что внешняя чудаковатость шла во вред творческому авторитету назарейцев. Ничего подобного! Целая плеяда художников оказалась втянута в их орбиту. В частности,влияние мировоззренческой доктрины назарейцев распространилось на русского живописца Александра Иванова в период написания знаменитого полотна«Явление Христа народу», на итальянское движение«Иль Пуризмо» во главе с Томмазо Минарди,на творчество художников лионской школы(Орсель,Перен,Фландрен,Шеванар), на идеи английских прерафаэлитов. Братьями святого Луки восхищался Жан-Огюст-Доминик Энгр, с ними дружил поэт Василий Жуковский,с их видением искусства полемизировал Николай Гоголь.
Вот так история! Любимая модель назарейцев — Виттория Кальдони-Лапченко
Идеалом женственности для назарейцев была Богоматерь. Реальная женщина их пугала,поэтому поначалу они принципиально не писали с натуры женские фигуры. Со временем Фридрих Овербек сделал исключение для собственной жены. А потом возник ещё один прецедент. Излюбленной моделью назарейцев стала Виттория Кальдони,профессиональная натурщица,девушка сколь красивая,столь же благонравная и неприступная.
Иллюстрация: Виктор Орсель,портрет Виттории Кальдони
Немецких романтиков пленила девственная чистота её черт,строгий и,вместе с тем,простой и искренний характер. Её образ увековечен в десятках живописных и скульптурных работ 1820-х — 1830-х годов,она позировала Овербеку,Шнорру фон Карольсфельду,Кателю,Шадову,Ребеницу,братьям Рипенгаузенам,многим другим именитым мастерам,в том числе Карлу Брюллову и Александру Иванову.
Её благосклонности добивались знаменитейшие художники,но свою страсть и судьбу гордая римлянка разделила с украинцем по происхождению Григорием Лапченко, будущим академиком Российской императорской академии художеств. Живописцу покровительствовал граф Михаил Воронцов. Вельможа поспособствовал и тому,чтобы молодой мастер получил возможность совершенствовать свой талант в Италии.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд «Портрет Виттории Кальдоне» (1820-е)
В 1839 году Кальдони стала женой Лапченко и уехала за ним в Россию. Супруги жили в Крыму,где родился их сын,потом в Ревеле(ныне — Таллинн,столица Эстонии), Киеве и Одессе. Виттория стойко переносила все тяготы,поддерживая любимого мужа,который стремительно терял зрение.
Моделью для картины Григория Лапченко«Сусанна,застигнутая старцами»(1831) стала будущая супруга живописца Виттория Кальдоне
Достоверно известно,что Лапченко скончался в 1876 году в Петербурге,дальнейшая судьба Виттории осталась неизвестной.
Назарейцы — феномен,который вновь открывают в наши дни. О нём несколько двусмысленно отзывался Гёте,но и он отдавал должное масштабу влияния братьев святого Луки: «Впервые в истории искусства такие таланты,как Овербек и Корнелиус,предпочитают отступать назад и,вернувшись во чрево матери,основать новую эпоху искусства».