войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль

Фильм Олега Тепцова «Господин оформитель» стал не только громким дебютом для его авторов, но и познакомил широкую публику с работами западноевропейских художников-символистов. Картина уже неотделима от графики и живописи Одилона Редона, Франца фон Штука, Макса Клингера, Жана Дельвиля, Арнольда Бёклина и других мастеров, причем и изобразительный ряд ведет свою линию параллельно с сюжетом сценария. А самые фатальные повороты первого советского мистического триллера иллюстрируют работы бельгийского художника Жана Дельвиля.
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
«…дело в Истине, которую мы пытаемся постичь и постигаем при помощи искусства»

Серебряный век: искусство, эстетика, декаданс

Фильм по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» снимался накануне краха советской системы, во время, созвучное тревожным 10-м годам XX века. Талант режиссера Тепцова, сценариста Юрия Арабова и гипнотическая музыка Сергея Курехина превосходно передали антураж, настроения и страхи Серебряного века.
Авторы уловили и поэтичность символизма, и эстетику декадентства с её культом не просто красоты, но красоты, выродившейся в оформительство.
  • Кадр из фильма. Главный герой - художник Платон Андреевич
  • Кадр из фильма. Маска манекена-Марии
Желание людей стереть границы искусства и повседневности приводит к подмене натуры искусным муляжом. Не случайно сразу же, в год своего выпуска (1988), «Господин оформитель» был признан фильмом-манифестом «декадентского кинематографа».
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Жан Дельвиль. Источник фото 1, фото 2.

Натура и муляж

Знаменитый художник-оформитель Платон Андреевич одержим идеей вечной жизни. Он мечтает с помощью своего таланта усовершенствовать окружающий мир, побороть смерть и продлить жизнь человека на холсте или в мраморе. Судьба предоставляет ему шанс: он получает заказ от ювелира на оформление витрины магазина. В качестве натурщицы для изготовления манекена художник выбирает юную Анну, умирающую от чахотки. И, будто в предвкушении создания некоего совершенства в видении Платона Андреевича появляется «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
г-жи Стюарт Мерилл» Дельвиля или, как ещё называют картину, «La Mysteriosa» (Таинственная).
Кадры из фильма «Господин Оформитель». Слева: картина Жана Дельвиля. Справа: актриса Анна Демьяненко в роли главной героини (источник фото)

В фильме картина повторяется дважды, как идеальный образ, не существующий в реальности — загадочность этого полотна позволяет знатокам искусства Дельвиля определять её как «оккультистскую (декадентскую) Мону Лизу».
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, выполненный художником, не связывают с конкретным человеком, а представляют как абстрактную особу, медиума, находящегося в состоянии транса. Вместе с тем его можно толковать как «абсолютно масонский портрет» как по композиции (ориентация на горнюю вертикаль), так и по цветовому решению (спектр от холодных до раскалённых тонов соответствует очищению ауры). Здесь же видим важный масонский символ: треугольник — символ всепроникновения творца (Троица).
Дельвиль активно пропагандировал идеи оккультизма, основывал художественные объединения вроде «Салона идеалистического искусства», был членом Ордена розенкрецеров, сделал стремительную карьеру в масонской ложе и достиг высшей степени посвящения… Кому, как не ему иллюстрировать таинственный, мистический фильм? Биография художника в Артхиве.
Вообще, для Жана Дельвиля движущей силой в искусстве была идея Красоты, его высказывание по этому поводу можно отнести и к портрету:

«Красота в метафизическом смысле есть манифестация Абсолюта. Исходящая лучами гармонии из сферы Божественного, она пересекает интеллектуальный уровень, чтобы, ещё раз сверкнув на уровне природы, угаснуть в материю».

Тот же идеал Красоты движет Платоном Андреевичем, и он по образу и подобию бедной девушки создает свой самый лучший манекен. Со всей страстью творческой натуры мастер отдает этой работе свои душевные, и даже жизненные силы. Манекен становится сенсацией, а художник расплачивается за это творческим кризисом, разладом с самим собой.

Богосоперничество

Во время работы над манекеном в видении художника «рождается» вторая картина Жана Дельвиля — «Сокровища Сатаны». Закрученный сплошной поток обнаженных тел проплывает под гигантской фигурой Люцифера.
Кадр из фильма. Видение художника
Кадр из фильма. Видение художника
Появление этого инфернального демиурга становится символом одной из ключевых тем фильма — богосоперничества. Своему новому заказчику, господину Грильо, оформитель говорит прямо: «…мы с ним соперники… он сделает, а я доделываю». Платон Андреевич убежден: «…все, что создал Создатель не приспособлено для человеческой жизни». Тут художник предстает как человек своего времени, когда красота становится универсальным эталоном, в том числе — мироздания. Поэтому он лелеет мечту быть не просто продолжателем художественного дела Всевышнего, но создать другой, параллельный сотворенному Богом, совершенный мир.
Кадр из фильма. Во время работы над манекеном
Кадр из фильма. Во время работы над манекеном
Однако, потеряв с годами свое состояние и утратив былой успех, художник вынужден признать: «Этот с нимбом всё время меня обыгрывает, пока он сильнее». Мастер ещё не догадывается, что и в этот раз он потерпел очередное поражение. Жена Грильо Мария, как две капли воды похожая на умершую шесть лет назад натурщицу Анну, — его собственное творение. Хоть и оживленная какими-то демоническими силами, кукла всё равно продолжает оставаться вещью без души, без возможности чувствовать, любить. Литературовед и культуролог Юрий Лотман называл подобное «псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью».

Неизбежность возмездия

«Покушение» на роль Всевышнего ещё никому не приносило счастья, о чём предупреждают древние тексты. У Овидия в «Метаморфозах» собрано множество мифов, где каждого дерзнувшего вызвать бога на поединок настигала кара за кощунство. И столь близкого Платону Андреевичу Пигмалиона, влюбившегося в изваянную им из камня девушку Галатею и молившего богов её оживить, также ждали фатальные последствия.

Картина «Конец царствия» Жана Дельвиля в фильме как бы знаменует дальнейшие события. Эта работа художника, в отличие от двух других работ, показанных в этой истории, не является видением, плодом воображения Господина Оформителя. Картина «вписана» в интерьер мастерской.
Её гнетущая экспрессивно-сумрачная гамма созвучна с окружающей картину бутафорией: маска с манекена-Марии, лежащая на первой афише лекции Валерия Брюсова об Эмиле Верхарне, также манифестирует «Конец царствия». События фильма уже происходят в 1914 году, а значит, совсем скоро начнется Первая мировая война.

Кроме того, в браслете, оставленном Марией в мастерской, Платон Андреевич узнает тот самый браслет, для эффектного показа которого он создал свой любимый манекен.
Интересно, что украшение весьма напоминает браслет-змею Сары Бернар, изготовленный для её роли Медеи Альфонсом Мухой и Джорджем Фуке. Браслет убийцы-Медеи оказался столь же убийственен для всех жертв куклы Марии вплоть до самого Платона Андреевича.
Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
…Близится конец старого мира. Активность русского символизма в 10-е годы XX века начала постепенно снижаться, а новое время диктует новые условия. Восхищение Платона Андреевича механизмами сменяется страхом самому быть раздавленным надвигающимся искусственным веком машин и часовых шестеренок. Этот безотчетный страх людей начала XX столетия перед машинами отражался в литературе. В частности, в рассказе Александра Грина «Серый автомобиль», который сценарист Юрий Арабов взял за основу фильма «Господин оформитель».

Художник разочаровывается в своих убеждениях, когда он «между человеком и куклой всегда выбирал последнее». Для него теперь очевидно, что никогда творение рук человеческих не сравнится с творением Божественным, мертвое не сможет заменить живое, даже если завладеет его правами. Но возмездие за прошлые заблуждения неизбежно: вышедшая из-под контроля вещь убивает своего творца.
«Берегитесь вещей! Они очень быстро и прочно порабощают нас» — предупреждал Грин.
«Берегитесь вещей! Они очень быстро и прочно порабощают нас» — предупреждал Грин.
Герою фильма «вторит» искусство художников-символистов, художников-мыслителей, художников-мистиков. Он сам — они все: и Одилон Редон, и Арнольд Бёклин, и Франц Фон Штук, и Макс Клингер
Кадры из фильма «Господин оформитель»
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины и рисунки художников-символистов
В альбоме «Господина Оформителя» — работы Одилона Редона «Гном», «Крыло», «Зарождение», «Тогда потерявшийся ангел расправил черные крылья», «Она является ему, драматичная и грандиозная со своей шевелюрой жрицы друидов», «Смерть: Это я делаю тебя серьёзной, обнимемся же», «И на нём всадник, которому имя смерть», «Сирена», «Безумие».
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль
Рекомендуемые выставки и показы
И если при просмотре фильма в 1988 году, когда информационный голод отрезанных «железным занавесом» граждан был еще силен, зрители только знакомились с работами представленных в нем мастеров, то теперь большинство из них стали широко известны самой широкой отечественной публике. И лишь имя Жана Дельвиля по-прежнему стоит особняком. Его творчество не перестает поражать своей фантастичностью и хранит ещё много загадок.

Автор: Ирина Фрыкина.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Материал подготовлен, в том числе, по сведениям публикаций: Беззубцев-Кондаков А. Смерть Пигмалиона. Культурологическое эссе о фильме «Господин оформитель»; Кириллова О.А. Живописно-графический интертекст фильма О. Тепцова «Господин оформитель»; Яковлева А. «Господин Оформитель». Блок. «Петербургский текст»; материала aquilaaquilonis.livejournal.com.