Жан Дельвиль (фр. Jean Delville; 19 января 1867— 19 января 1953) — бельгийский художник, мэтр философского символизма, а также писатель, оккультист и теософ. Он старался пробудить интерес к познанию древних эзотерических традиций, в том числе посредством своих картин. Состоял в ордене розенкрейцеров. Разрабатывал собственную концепцию идеалистического искусства.
Особенности творчества Жана Дельвиля: работы художника поражают своим фантастическим, почти магическим символизмом. Все они основаны на идеях, выражающих философские идеалы алхимических и эзотерических традиций. Поэтому главной темой его картин является духовное преображение внутреннего мира, души. Сюда же входят темы, символизирующие идеальную любовь, смерть, а также изображение посвященных («несущих свет») и превращение свинца материальности в золото духовности.
Жан Дельвиль стремился символически передать нечто таинственное и невидимое, отчего обращается к герметическим явлениям и мифологическим персонажам.
Художник говорил, что работа не сможет стать настоящим искусством, если в ней не совмещаются духовная красота, пластическая и техническая красота.
Известные работы Жана Дельвиля: Портрет миссис Стюарт Мерилл,
Сокровища Сатаны, Конец царствия (эти работы показаны в фильме «Господин оформитель», 1988 г.),
Платоновская академия,
Прометей,
Орфей,
Парсифаль.
Мистическая эпоха
Немногочисленные картины, противоречивые биографии и множество загадок – всё, что осталось от талантливого художника. Впрочем, увлечение философией и оккультизмом нельзя назвать чем-то необычным. В конце XIX века вся Европа была охвачена модой на эзотерику и оккультизм, поэтому Дельвиль выступает как типичный представитель своей эпохи. Он никогда не пояснял своих картин, и большинство остались неразгаданными до сих пор.
Первый учитель
Жан Дельвиль появился на свет 19 января 1867 года в бельгийском городе Лёвен. Живописи учился в Брюсселе в Королевской Академии изящных искусств, где его сокурсниками были Эжен Ларман, Виктор Руссо и Виктор Орта. Будучи ещё молодым студентом, Дельвиль проявил себя как очень перспективный художник, получив множество престижных премий.
Выиграв Римскую премию, Дельвиль смог поехать в Рим и Флоренцию, чтобы изучать произведения художников эпохи Возрождения. Стоит заметить, что вначале он был реалистическим художником и только в 1887 году стал творить как символист. У него рано проявился интерес к мистике.
Пробыв четыре года в Риме, Дельвиль обосновывается в Париже. Во французской столице в 1887/88 он знакомится с известным оккультистом Жозефеном Пеладаном, став впоследствии его учеником. Их сотрудничество продолжалось вплоть до 1895 года.
Жозефен Пеладан, также известный как Сар (Царь) Меродак, представлял мистическую ветвь французского символизма. Он был очень колоритным персонажем: отличался экстравагантным поведением, самовосхвалением и склонностью к мистификациям, за что критики считали его сумасшедшим.
Вместе с тем, Пеладаном написано множество философско-эстетических сочинений, романов и пьес в духе символизма и оккультизма, им основан орден розенкрейцеров – «Розенкрейцерский Католический и Эстетический Орден Храма и Грааля».
Роза и Крест
Хотя розенкрейцеров традиционно разделяют с масонами, по сути, это такая же масонская организация (она имеет типовую иерархическую структуру).
По мнению Пеладана, роль религии в современном мире взяло на себя искусство, только оно указывает верный путь к Богу посредством Красоты. Потому что красота, в том числе и красота прекрасных обнаженных тел, -
«самый целомудренный покров». Эти идеи особенно хорошо прослеживается в творчестве Дельвиля.
Пеладан организовал открытую выставку «Салон «Роза и Крест»», которая стала ежегодным мероприятием, а также составил её манифест. С 1892 по 1895 год здесь представлял свои творения Жан Дельвиль. Его работы также были представлены в каталоге печатной графики символистов, следовавшим за текстом манифеста Салона.
Участие в розенкрейцерских Салонах не требовало вступления в Орден, однако Дельвиль прошел посвящение и стал членом Ордена розенкрецеров. В 1892 году художник вместе с символистами Эмилем Фабри и Ксавье Меллери организовал художественную группу Cercle pour l’Art («Круг чистого искусства»). Дельвиль также был одним из организаторов салона «За искусство», для которого нарисовал эмблему – сфинкса.
В это время появляется самая загадочная работа Дельвиля –
портрет миссис Стюарт Мерилл. Его ещё называют «La Mysteriosa» (Таинственная) или «Мона Лиза 1890-х годов». Считается, что портрет изображает абстрактную особу, женщину-медиума, находящуюся в состоянии транса. Оккультизмом и мистицизмом пронизано его главное литературное произведение «Диалог между нами. Аргументация каббалиста, оккультиста, идеалиста» (1895 год).
Новые идеи
В середине 90-х годов Дельвиль разрывает все клятвы посвящения, покидает Орден и Париж и возвращается в Бельгию. В 1896 году на родине он основывает «Салон идеалистического искусства». Вместе с тем Дельвиль делает стремительную карьеру в масонской ложе Les Amis. С 1898 года он очень скоро достиг в ней высшей 33 степени посвящения. Параллельно он вступил в Ложу Короля Альберта в Лондоне. Там художник также достиг значительных успехов, став Почетным членом Ложи в 1916 году в результате выборов.
Всё это время Дельвиль активно пропагандировал оккультные идеи, используя для этого всевозможные методы и средства: книги, статьи, газеты, брошюры, лекции и конференции. В своих работах он пытался передать собственные философские идеи. Картины художника наполнились духовным символизмом, он работал над книгами, писал стихи.
Вдобавок Дельвиль увлекся теософией. Ещё в 1895 году он выиграл гранд на написание для Сорбонны полотна на тему
"Школа Платона". Для работы он уехал в Италию и через три года закончил картину. Сюжет очень напоминает классическую библейскую тему – нагорную проповедь. В образе Платона и его двенадцати учеников прослеживается явная параллель с Иисусом и апостолами (Платон даже внешне очень похож на Христа). На подобное изображение Платона Дельвилем повлияли идеи Блаватской.
В конце 1890-х годов он вступает, а затем становится секретарем Теософического общества Адьяр.
Под влиянием своего близкого друга, композитора Скрябина художник становится убежденным теософом. Создаваемые Дельвилем фантастические художественные образы заинтересовали Скрябина, и он заказал художнику оформить обложку для своей музыкальной поэмы «Прометей». Музыкант
«непременно хотел, чтобы обложка была не простая, а имела бы в себе известную мистическую символику, чтобы значение «Прометея» как символа было бы в ней отражено».
Позже Дельвиль познакомился с Джидду Кришнамурти и также проникся его учением.
Надо сказать, что с момента разрыва с Пеладаном Дельвиль вел активную светскую жизнь. В 1900-1905 годах он преподавал в Школе изящных искусств Глазго, а затем в Брюссельской королевской академии художеств. В годы Первой мировой войны Дельвиль эмигрировал в Англию, где основал Лигу Патриотов. Вернувшись после войны на родину, он до 1937 года был директором брюссельской Королевской Академии изящных искусств. Вместе с тем Дельвиль вновь стал организовывать творческие общества, проявляя себя энергичным художественным предпринимателем. В 1920 году он создал Общество монументального искусства, занимавшееся оформлением общественных зданий. Трудами Дельвиля основан успешный художественный кооператив, который обеспечивал художественные материалы для художников.
Он успевал везде, был на всех фронтах. Без его участия не обходилась ни одна важная встреча в Париже, Голландии, США, Индии и других стран.
«Конец царствия»
Самому Дельвилю его старания ничего хорошего не принесли. Вынужденный сначала покинуть свои высокие посты в ложе, Дельвиль вынес болезненный удар от боготворимого им Кришнамурти, объявившего масонские ложи бесполезными.
Так успешный художник оказался в роли маргинала - без друзей, без спроса на свое искусство.
Поддержкой в этот тяжелейший период его жизни стала бывшая студентка Академии изобразительных искусств Эмилия Леклерк. С ней Дельвиль надеялся устроить идиллическую жизнь и был ради этого готов оставить жену и шестерых детей. Роман продолжался 15 лет, но эти отчаянные попытки содержать две семьи не могли длиться вечно. В итоге в 1947 году, морально уставший и замученный Дельвиль вернулся к жене и детям и больше их не покидал. Его сын Оливер описывает своего отца как образцового семьянина, строгого, но справедливого ко всем своим детям.
Много боровшийся, страдавший и всё же много создавший, художник последние свои годы провел в спокойствии.
Умер Жан Дельвиль в свой день рождения 19 января 1953 года в Брюсселе, оставив нам в наследство свои прекрасные и загадочные картины и рисунки.
Память о художнике
Несмотря на талант и усердный труд, творчество Дельвиля не получило большого признания и художник вскоре был забыт.
Возможным ответом на вопрос, почему так произошло, может быть то, что Дельвиль покинул тайное общество розенкрейцеров. Ведь по правилам Ордена розенкрейцер всегда должен оставаться его членом, хранить в тайне его знания. Дельвиль нарушил все данные клятвы, стал вести открытую, светскую жизнь, поэтому масоны могли позаботиться о его забвении. Но так ли это на самом деле - остается только гадать.
В наши дни творчество Жана Дельвиля вновь привлекает к себе внимание профессионалов и интерес любителей живописи. Три его работы, «Портрет миссис Стюарт Мерилл», «Сокровища сатаны» и «Конец правления», представлены в культовом фильме «Господин оформитель» 1988 года.
Автор: Ирина Фрыкина