войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Внутренняя Япония Винсента Ван Гога

Япония была для Винсента Ван Гога чем-то вроде Атлантиды. Он читал о ней, окружал себя бессчетными изображениями и предметами, напоминавшими о ней, но при этом всегда знал, что не сможет увидеть ее собственными глазами. Винсент нашел единственный возможный для себя выход: одержимо и ненасытно (как и многое, что он делал в жизни), но при этом очень терпеливо художник вырастил в своем воображении собственную маленькую Японию, идеализированный островок безмятежности и простоты. Чтобы увидеть эту воображаемую Японию Ван Гога, следует пристально вглядеться в его картины французского периода.
Внутренняя Япония Винсента Ван Гога
Утагава Хиросигэ, «Цветущий сливовый сад в Камейдо (фрагмент)», 1857 и Винсент Ван Гог, «Белый сад (фрагмент)», 1888.
Японское изобразительное искусство стало страстным увлечением Винсента в тот период, когда он жил в Париже вместе с Тео. Однако его знакомство с гравюрами, которые он начнет маниакально коллекционировать, состоялось немного раньше. В Голландии на тот момент очень немногие изучали восточное искусство, в отличие от Франции, где оно было на пике моды. Впервые японские гравюры попались Ван Гогу на глаза в Антверпене. В одном из писем брату Винсент пишет: «Моя студия выглядит вполне сносно, в основном потому, что я прикрепил на стену несколько японских гравюр, которые я нахожу очень забавными. Ты знаешь, эти маленькие женские фигуры в саду или на берегу, всадники, цветы, скрюченные колючие ветки».
Винсент Ван Гог. Зимородок у воды
Зимородок у воды
Август 1887, 19.1×26.6 см
С приходом в жизнь Винсента японской гравюры он начинает обращаться к новым сюжетам. Если раньше он отдавал предпочтение портретам и городским пейзажам, то теперь на его картинах появляются животные, растения и предметы быта. Центральную часть в его творчестве на все оставшиеся годы жизни займет природа. К примеру, композицию этой маленькой картины с зимородком Винсент подсмотрел в книге с японскими картинами. Горизонт художник оставил за пределами полотна, вместо этого позволив листьям камыша пересекать пространство вертикально от края до края.
Зиму 1887 года Винсент проводит по большей части за маниакальным копированием. Этот процесс состоял из двух частей. Сначала художник чертил на листе бумаги сетку из квадратов и поверх нее перерисовывал изображение с гравюры. Затем такой же сеткой он расчерчивал холст большего размера и по квадратам переносил на него контуры рисунка. А дальше в дело вступали цвета. Ван Гог заполнял плоскости между контурами яркими красками, которые часто наносил на холст прямо из тюбиков. Он окружал пространство такими же яркими рамками, расписывая их иероглифами. Сохранились лишь три подобных копии Винсента (зная о его художественной плодовитости, можно предположить, что он написал не один десяток): «Цветение сливового сада» и «Мост под дождем» по мотивам Утагавы Хиросигэ и «Куртизанка» по мотивам Кэйсая Эйсэна.
В мае 1886 года журнал Paris Illustré выпустил номер, посвященный японскому искусству, обложку которого украсила гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
Кэйсая Эйсэна «Куртизанка». Свою героиню Ван Гог поместил на яркий желтый фон, расцветил ее кимоно чистыми, не смешанными цветами, но рамку в этом случае решил украсить не иероглифами, а изображением речного берега. Он расчерчивает пространство почти геометрическим узором из синих горизонтальных и зелено-желтых вертикальных линий. Но здесь Винсент не смог удержаться от небольшой шалости, лингвистической шутки. Художник вписал в окружающий женщину пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
журавлей и лягушек. А в Париже того времени слова «grue» (журавль) и «grenoille» (лягушка) были сленговыми обозначениями проституток.
Винсент Ван Гог. Куртизанка
Куртизанка
Ноябрь 1887, 100.7×60.7 см
Новая идеология Ван Гога накладывала отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
на все его картины, в частности, портреты. Той же зимой он напишет новый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Папаши Танги, лишенный глубины и теней, поместив похожего на Будду торговца красками на пестрый фон из японских гравюр. Примерно в это же время он пишет новый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Агостины Сегатори. На нем Винсент облачил бывшую возлюбленную в пышный итальянский наряд и окружил рамкой из ярких штрихов, цвета которых перекликаются с узором на юбке героини. Несколькими месяцами позже Ван Гог напишет автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в образе японского монаха.
«Мы любим японскую живопись, мы испытали ее влияние — у всех импрессионистов есть с ней что-то общее. Но почему мы не едем в Японию, точнее, в то место, которое является эквивалентом Японии — на юг Франции? Я верю, что будущее нового искусства лежит на юге» (Винсент Ван Гог)
Отправляясь в Арль, Винсент писал брату Тео и Полю Гогену (еще одному ценителю «примитивного» искусства), что едет в Японию. Даже его мечта о коммуне художников была отчасти продиктована этой фантазией. В Арле Ван Гог надеялся создать нечто похожее на сообщество буддийских монахов, живших обособленными группами. Кроме того, на юге Франции Винсент стремился найти покой, «чистоту атмосферы и легкие цветовые эффекты» с восточных гравюр. Всю свою коллекцию он оставил в Париже у Тео, утверждая, что теперь смотрит на мир «японскими глазами», и гравюры ему больше не нужны.

В Арле Ван Гог ненадолго отвлекся от ярких плоскостей и полностью погрузился в «японскую» весну, рисуя все новые и новые цветущие деревья.
Позже, однако, он снова возвращается к чистым оттенкам и уплощенному изображению (одной из самых «японских» его работ в этом отношении можно назвать первый вариант «Спальни в Арле»). В то же время природа по-прежнему остается своеобразной точкой отсчета в творчестве Винсента, но художественные приемы, которые он использует, меняются. Ван Гог окружает детали плотными контурами темных цветов, занижает линию горизонта или вовсе выносит ее за пределы полотна.
К сожалению, мечта об «искусстве будущего» оказалась слишком амбициозной для Винсента. После отъезда из Арля он все реже упоминает о Японии в письмах к Тео. Однако в его поздних картинах все так же появляются четкие темные контуры и плоскости ярких цветов. Видимо, взгляд на мир «японскими глазами» остался с художником до конца его дней.
Винсент Ван Гог. Ирисы в вазе
Май 1890, 73.7×92.1 см
Винсент Ван Гог. Цветущий миндаль
Февраль 1890, 73.3×92.4 см
Винсент Ван Гог. Дикие розы
Июнь 1889, 24.5×33.5 см
Винсент Ван Гог. Ирис
Май 1889, 62.2×48.3 см
Смотрите собрание картин «Японизм в творчестве Ван Гога».
Автор: Евгения Сидельникова