Первый золотой век – живопись Австро-Венгерской монархии в Будапеште
В самом центре Будапешта
, в галерее
«Мючарнок» на площади Героев до 12 марта проходит
масштабная выставка «Первый золотой век — живопись Австро-Венгерской монархии». В год 120-летия галереи здесь собрали более 200 работ из музеев и частных коллекций шести стран. Шедевры ведущих художников
, творивших на стыке XIX — XX веков на территории огромной империи
, впервые собраны вместе.
Позволю себе маленький исторический экскурс. Габсбурги управляли входившей в их империю Венгрию железной рукой, жестоко подавляя стремление свободолюбивых венгров к независимости. Однако к концу 1850-х, в условиях политического и экономического кризиса, император Франц-Иосиф оказался вынужден искать в лице Венгрии союзника. В результате, в 1867 году родилось новое, дуалистичное государство: Австро-Венгерская монархия, где Венгрия получила значительно больше прав. Последующие десятилетия стали для Центральной Европы периодом политического компромисса, экономического расцвета, модернизации в промышленности и искусстве — тем самым «золотым веком».
Из государственной казны выделялись солидные суммы на строительство в Будапеште, а сам император Франц-Иосиф не чурался поддерживать венгерских художников.
На фото (www.mma.hu): галерея «Мючарнок»
В 1896 году, в построенном по проекту австро-венгерского архитектора Альберта Шикеданца новом здании галереи «Мючарнок», монарх торжественно открыл художественную выставку из 1350 работ 268 авторов. Просто огромная по тем временам выставка подтвердила общеевропейский уровень венгерской живописи и скульптуры, достигнутый во многом благодаря поддержке государства.
В год 120-летия «Мючарнока» тут вновь собрали изобразительное искусство стран Монархии второй половины 19-го века. Концепция простая: показ разных стилистических устремлений тех десятилетий, а именно историзма, реализма, модерна в хронологическом порядке
Открывает экспозицию, можно сказать, парадный зал с портретами Франца-Иосифа
и его супруги Елизаветы.
…Кстати, Елизавета Австрийская, Сисси, была большим симпатиком Венгрии, за что венгры ее горячо любили. В преобразовании империи в государство «с человеческим лицом» есть и заслуга Елизаветы. Ее и ее сердечного друга — венгерского графа Андрашши. Естественно, есть в зале и его , а также принца Рудольфа работы Дюлы Бенцура. Здесь же несколько пейзажей, преимущественно тогдашней Венгрии.
Дальше — от политических величин к величинам художественного историзма.
Его квинтэссенция на этой выставке — три мощные, монументальные полотна, по определению организаторов,
«Трёх М»: «Христос перед Пилатом» — классический библейский сюжет Михая Мункачи, «Охота на Ниле» — чувственная фантазия на тему Древнего Египта Ханса Макарта и полный трагизма рассказ о разделении Польши «Рейтан — упадок Польши» Яна Матейко
В вольной интерпретации польского художника — момент, когда белорусский шляхтич Тадеуш Рейтан загородил собой выход из зала заседаний сейма, не желая утверждения первого раздела Речи Посполитой
Эти мастера вместе представляли монархию еще на Всемирной выставке в Париже в 1868 году. К их «созвездию» можем смело добавить и хорватского живописца Влахо Буковаца. Как ни удивительно, хотя мы знаем этого крупнейшего мастера, прежде всего, как импрессиониста в Будапеште представлены его академические работы в духе историзма, в том числе, «Дубравка».
С вашего позволения, я пропущу , пусть и представленный десятком замечательных авторов: в это направление у поколения центрально-европейских художников, идущих за Макартом, Матейко и Мункачи, трансформировался историзм; темой избиралась зачастую самая что ни на есть беспросветная нищета и тяжкий труд простого люда. Раздел не только для ценителей живописи, но и для тех, кому современная жизнь кажется уж очень тяжелой.
данное фото с выставки — www.mma.hu
Другие новые течения в живописи стран Австро-Венгерской монархии также не лишены пессимизма. Особенно чувствуется он в польском зале.
Напомним: в конце 18-го века Польша была разделена между Австрией, Россией и Пруссией. В искусстве протест поляков проявился в бунтарстве и в драматичной, а порой и сумрачной картине мира талантов новаторского движения «Млода Польска». Таковы и на будапештской выставке полотна символистов Яцека Мальчевського (почти потусторонний «Танатос»), Станислава Выспяньского, модерниста Войцеха Вайса («Демон» («В кофейне»))
Работы Яцека Мальчевского на выставке в Будапеште
В более благополучных странах и искусство было более оптимистичным. Вот следующий — чешский — зал. Его прогнозировано открывает арт-нуво Альфонса Мухи: в Будапешт привезли три работы знаменитого художника, среди которых афиша «Медеи».
Из неожиданных подарков — завораживающе-прозрачная, тонкая, каллиграфичная «Волна» Франтишека Купки и меланхоличный триптих «Весна» Яна Прайслера.
Дальше — еще более утонченно, еще более декоративно, еще более атмосферно: австрийцы, сплошь члены объединения «Сецессион»
Музеи Австрии предоставили для выставки «Музыкальный кабинет Бетховена» — утонченные панно одного из грандов венского модерна Йозефа-Марии Аухенталлера («Фея у ручья»), элегическую «Осень» («Король ковра из листьев») и пригрезившийся «Мир» Максимилиана Ленца, «Березовую рощу» Карла Молла, рафинированный Эльзы Галафре Отто Фридриха. Работ немного, но возле каждой из них хочется задержаться подольше.
Пара шагов вправо — и неожиданный всплеск цвета: желтые стены, яркие краски. Венгерский . Открывает парад его основоположник Пал Синьеи-Мерше двумя совершенно замечательными пейзажами, тема одного из которых — весеннее поле с алыми маками, — повторялась художником в разных вариантах.
За желтой стеной спряталась белая — с несколькими работами еще одного выдающегося венгра Йожефа Риппль-Ронаи, затем снова желтая… Прочие известные в Европе венгерские имена: Янош Васари («Летний вечер»), Карой Ференци — не только с живописными полотнами, но и юмористической графикой. Это самый жизнерадостный раздел выставки, обустроенный с самой большой любовью. Что, впрочем, и неудивительно: речь ведь о выставке в столице Венгрии.
Работы Йожефа Риппль-Ронаи
Этот отчет можно было бы продолжать: «за кадром» осталось еще много интересного. Но, поскольку «Первый золотой век» в «Мючарноке» нам обещают до 12 марта, надеюсь, что кто-то из вас отправится в Будапешт за собственными впечатлениями. Тем более, галерея большая, и параллельно с этой выставкой там проходит еще несколько событий, которые наверняка украсят ваш зимний вечер в Будапеште.
Репортаж, фото (кроме специально указанных и подписаннных) — Светлана Кабыш