Первая повесть «Маленькие тролли и большое наводнение» и вторая «Муми-тролль и комета» принесли большую популярность писательнице, а следующая книга «Шляпа волшебника» в 1949 года произвела настоящий муми-бум во многих странах мира. Огромные доходы от продажи прав на театральные постановки и сувенирную продукцию с муми-троллями сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии.
Средства позволили художнице обрести желанное уединение вдали от публики: она приобрела необитаемый остров Кловахарун на архипелаге в Финском заливе, построила скромный деревянный домик и проводила там летние месяцы вместе со своей подругой с 1964 по 1998 год.
Фото: Туве Янссон. 1956 год
Став знаменитостью, Туве Янссон и не думала почивать на лаврах — не в ее характере. Она написала десяток новелл для взрослой аудитории, занялась костюмами и оформлением сцены для театральных постановок о Мумии-троллях, с огромным удовольствием работала над росписями в детских садах и школах. Ее азарта и увлечения хватило расписать фресками Городской Зал в Хельсинки и алтарь церкви в городе Теуве.
Все, за что бралась Туве, получалось превосходно и приносило радость людям
Обложка для книги Т. Янссон «Муми-дол в ноябре»
Быть счастливой очень легко.
Счастливое детство - удача для сказочницы
Туве родилась в Хельсинки в 1914 году в семье известной шведской художницы Сигне Хаммарштен и финского скульптора Виктора Янссона. Богемные родители обожали своих детей — старшую дочь Туве и сыновей Ларса и Пер-Олова и всячески поощряли искать свой собственный путь в искусстве. Следуя по стопам своей матери, Туве стала иллюстратором еще в подростковом возрасте: в 10 лет она уже создавала рисовала иллюстрации для детского журнала, удивляя даже родителей откуда-то взявшейся уверенностью и верной интуицией в работе.
«Муми-мама может исправить все что угодно," - так Туве описала свою маму в своих рассказах. А еще Туве понимала, что мама пожертвовала своей карьерой, чтобы быть хорошей матерью и женой.
На отца, вспоминала художница, часто находила депрессия, которая появилась после участия в гражданской войне в 1918 году. Но порой хороший шторм приводил его в хорошее расположение духа: тучи сгущались, а он брал всю семью в лодку, чтобы плыть «в самые дикие места и отдаленные острова».
Любовь к путешествиям, к морю, островам и архипелагу Туве сохранит на всю жизнь. А затем и ее герои дружной компанией будут срываться на прогулку в лодке по реке.
Обложка к ниге Т. Янссон про Муми-троллей
После окончания учебы Туве увлекалась политикой и в 1940-е годы работала в журнале «Garm» — рисовала антифашистские карикатуры.
Вообще, юность художницы пришлась на военную пору, причем одна сменяла другую, и Туве обвиняла в войне весь мужской род:
«У меня нет времени выйти замуж за кого-нибудь из них! — писала она своей лучшей подруге. — Конечно, мне их жаль, и конечно они мне нравятся, но у меня нет ни малейшего намерения посвятить жизнь спектаклю, который последует после… Я могу представить, что произойдет с моей работой, если я выйду замуж… И я отказываюсь иметь детей, которые могут быть убиты в какой-нибудь будущей войне».
Т. Янссон. Обложка для журнала «Garm» октябрь 1944
«Раз умер, так уж умер», — примирительно сказала Туу-тикки. — «Этот бельчонок мало-помалу превратится в прах. А потом, чуточку позднее, из него вырастут деревья, и на них будут прыгать новые бельчата. Разве это так уж печально?»
Т. Янссон «Спящие в корнях», 1930-е годы
Именно Виртанен с его вечной зеленой шляпой и независимым нравом стал прототипом для ведущего бродячую жизнь Снусмумрика.
Любовь и дружбу Туве обрела в женском обществе. Ее первой подругой была Вивика Бандлер, театральный режиссер. Отношения были тайными, но Туве рассказала о них в «Шляпе волшебника». Подружки не-разлей-вода Тофсла и Вифсла, которые даже говорят на непонятном для всех языке — это Туве и Вивика. У них есть бесценное сокровище — огромный рубин, (их любовь), — и они пытаются его спрятать от злой Морры. Бисексуальные отношения в то время в Финляндии осуждались.
Второй и последней любовью Туве стала финская художница Тууликки Пиетиля (Tuulikki Pietila), они прожили вместе 45 лет. Тууликки тоже пробралась в мир муми-троллей как очень практичный персонаж Туу-тикки.
Они вместе путешествовали, много времени проводили на острове, и похоже, были очень счастливы, но Туве так никогда и не отважилась познакомить маму со своей спутницей и держала их связь в «элегантной тишине».
Рисунок к рассказу Т. Янссон «Волшебная зима»
Туве Янссон, за спиной которой было безупречное академическое образование и знакомство с самыми новыми и прогрессивными направлениями того времени, стала замечательным живописцем.
В 1930-е годы Туве училась в Колледже искусств в Стокгольме, в Академии искусств в Хельсинки, в парижской школе, а завершающим аккордом художественного образования девушки стало организованное родителями путешествие по столицам Западной Европы.
Т. Янссон «Автопортрет»
В 1930-е годы Янссон работала над сюрреалистическими картинами, в 1950-е годы увлеклась искусством модернизма, а в 1960—1970е годы появились абстрактные работы.
В ее живописных работах прослеживаются увлечения художницы старыми фламандскими мастерами и гениями XIX — начала ХХ века. Глядя на ее портреты и натюрморты, вспоминается Ван Гог, Матисс, Гоген, Дега, Модильяни.
Т. Янссон «Синий гиацинт», 1945 год
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше