войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Мрачные картины» Гойи раскрывают секреты спустя 200 лет

Почему Франсиско Гойя увековечил французского императора Наполеона, скрыв его в толпе на фреске «Паломничество в Сан-Исидро» («Фестиваль в Сан-Исидро»)? Это одна из 14-ти «Мрачных картин», которые испанский художник написал на стенах своего сельского дома неподалёку от Мадрида непосредственно перед бегством во Францию. Исследователь Антонио Муньос-Касаюс (Antonio Munoz-Casayús), который рассмотрел портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Наполеона, также распознал и идентифицировал свыше двух десятков других знаменитых современников Гойи.
«Мрачные картины» Гойи раскрывают секреты спустя 200 лет
«Мрачные картины», которые до сих пор считались лишь причудливыми иллюстрациями больного и глухого старика, оказались полны скрытых посланий, которые только сейчас
раскрывают себя миру
«Гойя, вы заслуживаете не просто смерти, а виселицы! И если я прощаю вас, то лишь потому, что восхищаюсь вами!»
«Мрачные (или „Чёрные“) картины» первоначально написаны на стенах в Quinta del Sordo, «Потаённой уса

«Мрачные (или „Чёрные“) картины» первоначально написаны на стенах в Quinta del Sordo, «Потаённой усадьбы» (другой вариант — «Дом Глухого»; это название поместье получило ещё при жизни хозяина, страдавшего проблемами со слухом). Гойя купил её в начале 1819 года, намереваясь жить там с замужней женщиной Леокадией Вайс, не привлекая излишнего внимания. В 1823 году поместье было передано внуку художника Мариано де Гойе, — возможно, во избежание преследований со стороны властей.

Дело в том, что после победы над французами и своего возвращения в Испанию в 1814 году король Фердинанд VII развернул масштабные репрессии против либералов и тех, кого подозревал в сотрудничестве с Наполеоном. Все свободомыслящие друзья Гойи были либо казнены, либо заключены в тюрьму, либо изгнаны из страны. Самому художнику монарх заявил: «Гойя, вы заслуживаете не просто смерти, а виселицы! И если я прощаю вас, то лишь потому, что восхищаюсь вами!».

Слева: одна из «Мрачных картин» Франсиско Гойи, «Сатурн, пожирающий своего сына»

Как пишет Антонио Муньос-Касаюс, Гойя, который уже дважды представал перед судом инквизиции, планировал побег во Францию. Но, будучи летописцем эпохи, ощущал потребность создать последнее послание для истории. Он купил имение на правом берегу реки Мансанарес и за короткое время написал в доме 14 (по некоторым данным, 15) фресок. Эти картины имеют разные размеры, поскольку были приспособлены под каждую из стен. В июне 1824-го художник отправился во Францию и за оставшиеся четыре года жизни возвращался на родину лишь дважды. 16 апреля 1828 года он умер в Бордо.
Почти полвека спустя французский фотограф Жан Лоран сделал снимки фресок в «Доме Глухого», а испанский художник и реставратор Сальвадор Мартинес Кубельс перенёс их со стен на холсты.

Полотна планировалось продать, но поскольку они не вызвали интереса, то были переданы Музею Прадо в Мадриде. Сама усадьба в течение многих лет оставалась заброшенной и была окончательно снесена в 1909 году по причине крайней ветхости.
Снимок фрески «Паломничество в Сан-Исидро» на стене в доме Гойи. Фото Жана Лорана (1874)
Снимок фрески «Паломничество в Сан-Исидро» на стене в доме Гойи. Фото Жана Лорана (1874)
Среди искусствоведов широкого распространено убеждение, что «Мрачные картины» Гойи лишены какого-либ

Среди искусствоведов широкого распространено убеждение, что «Мрачные картины» Гойи лишены какого-либо конкретного смысла и написаны художником в период болезни. Однако Антонио Муньос-Касаюс, увидевший Наполеона в толпе людей на картине «Паломничество в Сан-Исидро», опровергает это.

По словам эксперта, французского императора нетрудно узнать. Он — единственный персонаж на картине, который смотрит прямо в глаза зрителю. Взгляды остальных его спутников рассеяны, они выглядят безумными или счастливыми своим паломничеством.

Слева: на картине «Паломничество в Сан-Исидро» в центре группы людей цветом выделен портрет Наполеона

«Наполеон является центром вселенной, и он это знает. У него обольстительная ухмылка, и Гойя не упустил возможность отразить этот момент в истории», — пишет Антонио Муньос-Касаюс. По его предположению, художник изобразил императора скрывающим свои истинные цели от союзников в Испании. Эксперт считает, что Гойя таким образом выразил свои личные демократические убеждения, за которые ему грозила смерть.
Рекомендуемые выставки и показы
Антонио Муньос-Касаюс подготовил семь публикаций о своих исследованиях и открытиях, связанных с «Мрачными картинами» Гойи. «Паломничеству в Сан-Исидро» посвящена первая из них.
По материалам artdaily.com