войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Чудеса Святого Николая: истории, иконы и картины

19 декабря православный мир отмечает день Святого Николая — Чудотворца и Заступника, Скорого Послушника и Великого Божьего Угодника. Этот святой стал самым любимым и почитаемым на Руси, и мы вспоминаем о главных чудесах из жизни святого Николая на самых известных иконах, картинах, фресках и мозаиках. Фра Анджелико, Репин, Рерих и неизвестные мастера из давних времен — встречаем Святого Николая!
Чудеса Святого Николая: истории, иконы и картины
Святой Николай считается покровителем моряков, юных девушек и детей. В отличие от Западного мира, где образ святого Николая постепенно перевоплощался, и, наконец, превратился в Санта-Клауса, на Руси его образ не изменялся на протяжении многих веков.
Как выглядел святой на наших землях узнали еще в ХІ веке, когда греческие мастера по приглашению Яро


Как выглядел святой на наших землях узнали еще в ХІ веке, когда греческие мастера по приглашению Ярослава Мудрого прибыли из Константинополя в Киев для оформления Софийского собора. Они создали необыкновенной красоты мозаики — сегодня единственные из самых ранних, сохранившихся в Восточной Европе. В святительском чине среди других святых видим Святого Николая. Киевская Русь от Византии приняла не только христианскую веру, но и почитание главных христианских подвижников.

«Святой Николай», ХІ век, мозаика в Софийском соборе, Киев

Начиная с ХІ века Святого Николая изображают на фресках многих церквей, и среди наиболее известных — в росписях Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область).
Динисий «Святой Николай», 1502. Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре,
Динисий «Святой Николай», 1502. Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, Вологодская область
В иконописи в изображении образа Святого Николая сложился определенный канон и его лик легко узнаваем.
Чудеса Святого Николая: истории, иконы и картины
Святого обычно изображали поясно, в левой руке он держит Евангелие, а правой благословляет. Позже появились небольшие изображения Иисуса и Богородицы над плечами святого, как на древнейшей иконе ХІІІ в. из монастыря Святой Екатерины на Синае (Египет).
Икона «Святой Николай», ХІІІ в., монастырь Святой Екатерины на Синае (Египет)
Икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
«Святой Николай», ХІІІ в., монастырь Святой Екатерины на Синае (Египет)
Появление Иисуса и Богородицы в иконах святого связано с важных событием в жизни Николая. На Вселенском соборе в Никее в 325 г. было предано проклятию лжеучение Ария (арианство). Николай присутствовал на соборе как архиерей города Мир и ударил по щеке Ария, смутьяна и основателя еретического учения.
Так эта сцена изображена на фреске XVIII века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела в Т


Так эта сцена изображена на фреске XVIII века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела в Турции. Церковь осудила Николая за его поступок, лишила святительского сана и посадила в темницу. Но после видения отцам церкви, в котором Сам Господь вручает ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одевает на него омофор, Николаю вернули сан и воздали честь как великому Божьему угоднику.

Начиная с XIV века на иконах Святого Николая изображают клейма, в которых описывается житие святого.
  • Икона
    С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
    "Святой Николай", Грузия
  • Икона
    С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
    "Святой Николай Мирликийский с 16-ю клеймами о жизни святого"
В работах европейских художников Святой Николай как особо почитаемый святой часто изображен рядом с Мадонной.
Что же известно о жизни святого?
Родился Николай во ІІ половине ІІІ ст. в г. Патары в Ликии (современная Турция) и с самого рождения удивлял всех своим благочестием. Юношей он изучал богословие, постился, стал священником, затем епископом, и, наконец архиереем в городе Мир. Еще когда Николай был епископом в родном городе Патары, он совершил свое первое чудо.
В городе жил один купец, который разорился и находился в крайней нужде с тремя дочерьми. Отец не мог

В городе жил один купец, который разорился и находился в крайней нужде с тремя дочерьми. Отец не мог выдать замуж девушек и задумал сделать их блудницами. Николай, узнав о помыслах этого человека и желая избавить семью от греха и позора, ночью принес мешок золота на приданое сестрам и бросил в окно.

С тех пор Николая считают покровителем незамужних девушек. А этот эпизод стал популярен среди западных художников.


Амброджио Лоренцетти «Милосердие Святого Николая Мирликийского»

На картине Фра Анджелико изображены три сцены из жизни Николая: его рождение, проповедь перед горожанами и чудо с тремя девами.
Второе известное чудо — спасение жителей города Мир от голода.
Николай явился во сне богатому итальянскому купцу, который отплывал с кораблем пшеницы в другую страну, и повелел ему плыть в Миры. Купец проснулся утром с золотыми монетами в руках, и, вспомнив свой сон, поспешно привез свой драгоценный груз в Миры и спас город. Эта сцена показана на одной из самых лучших картин Амброджо Лоренцетти.
Чудо Святого Николая — освобождение трех невинных мужей от казни вдохновило И. Репина на создание двух картин.
Художник изобразил эту сцену, как она описана в житие святого. Согласно преданию, Николай явился в последний момент, когда меч палача уже был занесен над головами осужденных. Он вырвал меч и освободил от пут юношей, и никто не посмел ему воспротивиться, ибо «он был велик пред Богом и всеми людьми».

Эскизы образа Святого Николая, выполненные Ильей Репиным к картине

А вот эта же сцена в исполнении итальянского художника — Фра Анджелико, на его картине изображена еще смерть Святого Николая.
Этот же сюжет — на фреске дивной красоты в сербском монастыре.
Фреска «Николай спасает трех невинно осужденных», капелла Св. Николая, Сербия, Сопочаны, XIII в.
Фреска
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
Читать дальше
«Николай спасает трех невинно осужденных», капелла Св. Николая, Сербия, Сопочаны, XIII в.
Мощи святого Николая еще в ХІ веке были перенесены из Мир в город Бар (Италия), что рассматривалось как «спасение» их из мусульманской страны.
После смерти Николая его святые мощи продолжали совершать чудеса, многие направлялись в Миры преклониться перед ними. Однажды путешественники из далекой страны отправились морем на поклонение мощам и никак не могли доплыть, — то шторм, то буря, то болезни мешали им в дороге. И когда они отчаялись и готовы были повернуть назад, им явился Николай. Он сказал, что на корабле есть бочонок с елеем, полученный от бесов, когда они выльют елей в море, то благополучно доплывут до Мир. Так и случилось.
Есть еще много картин со святым, но среди них есть одна особенная — это «Николай Чудотворец» кисти Н. Рериха. К его образу художник неоднократно обращается на протяжении всей своей жизни и этот святой для Николая Рериха — не только Небесный Покровитель.
Художник наполнил картину глубоким духовным и философским смыслом. На зеленых крутых холмах, за стенами виднеющегося белокаменного города, стоит маленькая приземистая церквушка с одним куполом, на переднем плане — прямо на нас идет Святой Николай, рука его поднята в благословляющем жесте. Это древнерусский пейзаж — Николай только что проповедовал в городе и направляется в другой город Руси, он благословляет эту землю, благословляет нас и продолжает совершать чудеса.
Н .К. Рерих в статье «Семь Святых» причислил Чудотворца к славной седмице святых:
«Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости… Они трудились бесконечно. Они были здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем».
Н. Рерих «Николай-Угодник», 1914, собрание В. И. Палеева, Санкт-Петербург, бумага, темпера, гуашь, 5
Н. Рерих «Николай-Угодник», 1914, собрание В. И. Палеева, Санкт-Петербург, бумага, темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Читать дальше
, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, 54×67 см
Великое почитание Святого Николая продолжается, и как говорит церковь, к заступничеству святого можно обращаться в самых безнадежных ситуациях. Вспомним самые необычайные свидетельства о чудесах святого, упомянутые в древних летописях.
В «Чуде о половце» рассказывается, как один киевлянин отпустил пленника-половца, которого заставил п

В «Чуде о половце» рассказывается, как один киевлянин отпустил пленника-половца, которого заставил поклясться перед иконой Николая в том, что он заплатит за себя выкуп. Половец нарушил клятву и ему несколько раз являлся Никола, наказывая за невыполненное обещание. Под впечатлением от видений святого и под влиянием родственников, считающих Николу «русским богом», половец принес выкуп. Это поверье напоминает о древней византийской традиции принесения клятвы перед почитаемой иконой.

Алекса Петров. Икона «Никола Липенский» из храма Николы на Липне, Новгород, 1294, Новгородский музей-заповедник.

Рекомендуемые выставки и показы
Сегодня, глядя на работы художников с изображением Святого Николая, мы говорим о канонах, смысле различных деталей, сюжетах и красках. Что ж, времена меняются. Но вера в чудеса — остается.
В публикации использованы избранные материалы и фото сайта rossiyanavsegda
Главная иллюстрация новости — Св. Николай, Франческо Гварди