Регистрация

Шагал в лидерах и 2,5% мирового аукционного рынка – доклад artnet к Московской биеннале

Мне нравится3       0  
Аукционный рынок русского искусства мал по сравнению с глобальным. Если весь мировой «пирог» в 2014 году оценивался в 16,1 млрд долларов, то его «русская доля» не достигла и 402,5 млн, — это менее 2,5 процентов. А наиболее дорогостоящим русским художником последних 30-ти лет является Марк Шагал. Об этом говорится в докладе, который подготовил artnet Analytics для 6-й Московской биеннале.
Тем не менее, в прошлом десятилетии были устойчивые периоды роста, которые отражают более широкие экономические тенденции.
Картина Ильи Репина «Парижское кафе» входит в десятку самых дорогостоящих работ русских художников, проданных на аукционе. В 2011 году во время торгов на Christie’s за неё заплатили 4,52 млн фунтов стерлингов (7,4 млн долларов)
Значительный рост объёмов продаж русского искусства был отмечен на аукционах по всему миру в период между 2004-м и 2008 годами. Согласно базе данных портала artnet, два года подряд — в 2007-м и 2008-м — этот показатель превышал 600 млн долларов. Это на 730 процентов больше, чем в 2003 году.
Источник: artnet Analytics
Чуть более десяти лет назад первые торги провёл аукционный дом MacDougall’s из Лондона, специализирующийся на русском искусстве. Год спустя распродажи работ художников из России прошли уже на Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams.
Наталья Сергеевна Гончарова. Испанка


На продажи русского искусства, как и на весь глобальный рынок, повлиял мировой финансовый кризис. Между 2008-м и 2009 годами общий результат снизился более чем на 58 процентов. Однако последующие годы показали признаки восстановления: в 2013 году торги принесли свыше 400 млн долларов.


Слева: картина Натальи Гончаровой «Испанка» (1916) была продана за 6,43 млн фунтов стерлингов. Работы этой художницы ценятся, как правило, очень высоко. Например, её полотно «Цветы» обошлось покупателю в 5,52 млн фунтов стерлингов.


В докладе отмечается, что эксперты artnet затруднились определить количественные и финансовые масштабы первичного рынка. «Однако увеличение числа галерей, художественных ярмарок и арт-учреждений в последние два десятилетия предполагает, что он растёт», — говорится в докладе. При этом, безусловно, расширяется международное признание русскоязычных художников.
Абстрактное полотно Василия Кандинского достигло пика цены в 22,9 млн долларов на аукционе в 1990 году. Теперь любой желающий может полюбоваться им на выставке частной коллекции Эрнста Бейелера в Швейцарии.
Среди живописцев, чьи работы котируются на международных аукционах, доминируют широко известные «звёзды». Многие из них попадают в категорию «импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше и искусство периода модерна». И хотя предпринимаются определённые шаги для того, чтобы популяризировать современных российских творцов, аукционный рынок по-прежнему сосредоточен на традиционной русской живописи XVIII — XX веков.
Источник: artnet Analytics
Согласно аукционной статистике 1985 — 2015 годов, самым продаваемым русским художником является Марк Шагал. Общая сумма продаж его работ на аукционах составляет 1,4 млрд долларов. Это почти в два раза выше, чем у следующего за ним в списке Василия Кандинского. За его произведения покупатели выложили в общей сложности 547 млн долларов за те же тридцать последних лет.
За картину Марка Шагала «Большой цирк» аукционисты Sotheby’s в мае 2007 года планировали выручить от 8-ми до 12-ти млн долларов. В результате молоток упал на ставке 13 млн 760 тыс. долларов.
Если брать более узкий период — с 2005-го по 2015 год — и лишь аукционы, посвящённые исключительно русскому искусству, то картина будет несколько иная. Здесь лидирующие позиции принадлежат маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому. На протяжении последнего десятилетия его работы принесли на торгах более 98 млн долларов.
Портрет, написанный Алексеем Явленским в 1910 году, был продан за 9,43 млн фунтов стерлингов. Шокко — это не имя модели, а её прозвище. Так художник окрестил женщину потому, что во время каждого визита в студию она просила у него чашечку горячего шоколада.
Помимо уже названных живописцев в десятку наиболее значимых русских художников по итогам аукционов последних трёх десятилетий входят Хаим Сутин, Алексей Явленский, Сергей Поляков, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Николай Рерих и Константин Коровин.
Самой дорогой работой русского художника, когда-либо проданной с молотка, является «Супрематическая композиция», написанная в 1916 году Казимиром Малевичем. В ноябре 2008 года — на подъёме арт-рынка — во время распродажи Sotheby’s в Нью-Йорке неизвестный покупатель приобрёл её за 60 млн долларов.
Что касается творцов, родившихся после 1950 года, их вклад в результаты аукционов русского искусства составляет менее полутора процентов.
«Продажи произведений современных российских художников номинальны, несмотря на мировой бум на послевоенное и современное искусство», — говорится в отчёте.
Детский стишок, которым Илья Кабаков сопроводил своего «Жука» (2,9 млн фунтов стерлингов), отражает ситуацию с коллекционерами: работы этого живописца стали эдакими «жучками», которые ценители искусства мечтают добавить в свои собрания.
Один из немногих ныне живущих художников, чьи работы достигли аукционных подиумов — Илья Кабаков, ныне проживающий в США. Начиная с середины 1980-х годов, его финансовый результат на распродажах составил более 23 млн долларов. Следующий за ним — Эрик Булатов. Его картины принесли на аукционах в общей сложности более 17-ти млн долларов.
Картина Константина Сомова «Радуга» стала сенсацией в 2007-м — за год до финансового кризиса — когда была продана за 3,7 млн фунтов стерлингов. Столь колоссальная сумма привела к тому, что ведущие аукционные дома стали проводить отдельные Недели распродажи русского искусства.
Судя по оценкам зарубежных экспертов, российскому арт-рынку есть куда расти. Однако пока этот рост достаточно вял. После того, как в 2013 году закрылся проект «Арт Москва», его флаг подхватила Cosmosmow. И сейчас это единственная ярмарка современного искусства в России. Галеристам и кураторам, вероятно, стоит больше работать с западным покупателем, участвовать в большем количестве выставок — ведь современным российским художникам есть, что показать!
А пока — будете в Лондоне, загляните в галерею Симона и Микаэлы де Пюри: 5 октября там откроется выставка работ Эрика Булатова.
По материалам arnnet News, rbth.co.uk и официальных сайтов ведущих аукционных домов
Комментировать Комментарии
HELP