Как выглядят ранние произведения Пикассо, Поллока, Ротко и других художников, чей зрелый стиль мы узнаем безошибочно? Сравниваем первые опыты гениев и работы, демонстрирующие их фирменную манеру. Вам предстоит удивиться и обнаружить, что даже самые отпетые абстракционисты
умеют неплохо рисовать…

Клод Моне

Клод Моне. Образец реализма на картине «Вид на Рюэль-ле-Гавр» (1858) и пейзаж, давший название импрессионизму — «Впечатление. Восход солнца» (1872). И действительно, зачем бы нам был нужен второй Шишкин?
Я делаю, что могу, чтобы передать то, что я испытываю перед природой. И чаще всего для того, чтобы преуспеть в передаче, я полностью забываю самые элементарные правила живописи, если они существуют.
КЛОД МОНЕ
КЛОД МОНЕ
Поль Гоген

Поль Гоген. «Пейзаж с тополями» (1875) и «Бретонский пейзаж. Мельница Давида» (1894) — даже в рамках одного жанра стиль и колорит художника изменился до неузнаваемости.
Эдгар Дега

Эдгар Дега. Ученическая «Римская нищенка» (1857) и «Голубые танцовщицы» (1897), иллюстрирующие и стиль Дега, и его любимый сюжет. Как и многие другие великие, свой путь он начинал с подражания классике
Эдвард Мунк

Эдвард Мунк. «Пейзаж. Маридален близ Осло» (1881), написанный 18-летним художником и «Крик» (1893): автор сменил не только стиль, но и палитру.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Детские работы 10-ти великих художников
Эгон Шиле

Эгон Шиле. Импрессионисткий пейзаж
«Извилистый ручей» (1906), работа 16-летнего юноши и один из типичный для Шиле рисунков, созданный за год до смерти. Поменялись не только стиль и палитра, но, прежде всего, — настроение автора.
Пабло Пикассо

Пабло Пикассо. Реалистичный «Портрет матери художника» (1896) и сюрреализм в исполнении основателя кубизма — «Женщина с цветами» (1932). Как думаете, какая из героинь осталась довольна портретом?
Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.
ПАБЛО ПИКАССО
ПАБЛО ПИКАССО
Сальвадор Дали

Сальвадор Дали. В «Натюрморте» (1918) нет еще никакого сюра. В «Живом натюрморте» (1956) сюр виден уже невооруженным глазом. Очевидно и то, что с реалистичной техникой письма художник неразлучен всю жизнь.
Вы пренебрегаете анатомией, рисунком, перспективой, всей математикой живописи и колористикой? Так позвольте вам напомнить, что это скорее признаки лени, а не гениальности.
САЛЬВАДОР ДАЛИ
САЛЬВАДОР ДАЛИ
Анри Матисс

Анри Матисс. Классика в «Натюрморте с книгами и свечой» (1890) и фовизм собственного изобретения в знаменитом «Танце» (1910).
Василий Кандинский

Василий Кандинский. Как и многие авангардисты, художественные опыты он начал с импрессионизма — таков его ранний пейзаж
«Ахтырка. Осень» (1901), в котором еще невозможно угадать автора «Композиции № 8» (1923) и других абстрактных полотен.

Казимир Малевич утверждал, что искусство развивалось от импрессионизма к супрематизму. Так же развивался и он сам: начав с пленэров в стиле Сислея и Писсаро («Весенний сад в цвету», 1904), пришел к «Черному квадрату» и вещам вроде «Супрематизм, Конструкция № 18» (1915).
Правда, не все импрессионисткие вещи, которые сам Малевич датировал началом ХХ века, современные исследователи его творчества относят к ранним. Похоже, чтоб его теория о движении новейшего искусства от импрессионизма к супрематизму выглядела еще убедительнее, он дописал ряд импрессионистких полотен уже в 20-е годы и даже позже (1, 2), но преподнес их, как старые свои вещи.
Правда, не все импрессионисткие вещи, которые сам Малевич датировал началом ХХ века, современные исследователи его творчества относят к ранним. Похоже, чтоб его теория о движении новейшего искусства от импрессионизма к супрематизму выглядела еще убедительнее, он дописал ряд импрессионистких полотен уже в 20-е годы и даже позже (1, 2), но преподнес их, как старые свои вещи.
Джексон Поллок

Джексон Поллок. На картине «На Запад» (1934−35) его экспрессионизм
еще очень даже фигуративен, а вот «Конвергенция» (1952) — уже ярчайший образец и его неповторимого стиля, и абстрактного экспрессионизма.
Я хочу выражать мои чувства, а не изображать их.
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК
Марк Ротко

Марк Ротко. «Мужчина с зеленым лицом» (1934−35 гг) написан еще Маркусом Ротковичем (художник, приехавший в США из Двинска Витебской губернии, адаптирует свое имя только в 1940-м). Такой портрет
мог написать любой из экспрессионистов. Картину «Голубой, желтый и зеленый на красном» (1954) — только Ротко.
Пит Мондриан

Пит Мондриан. «Сельская церковь» (1898) и «Трафальгарская площадь» (1945) — подход к архитектурному пейзажу за полвека изменился, но любовь к хитросплетениям линий осталась!
Фрида Кало

Фрида Кало. Жанр автопортрета был близок художнице всегда, просто с годами она все больше и больше узнавала о себе, о жизни и о смерти (автопортреты 1922 и 1940 годов).
Я пишу автопортреты, потому что я так часто бываю в одиночестве, потому что я человек, которого я знаю лучше всего.
ФРИДА КАЛО
ФРИДА КАЛО
Герхард Рихтер

Герхард Рихтер. В этом случае интересно не только сравнение. Недавно художник отказался признать своим написанный в 1962-м индустриальный пейзаж
(на фото вверху). Искусствоведы и коллекционеры в панике: похоже, знаменитый абстракционист намерен отредактировать задним числом свое творчество и «отозвать подписи» со своих ранних работ, в которых еще имели место намеки на реалистичность. Конечно, у автора есть право навести порядок в своем наследии и каталогах. Но что делать тем, кто выложил деньги за его ранние опыты и считал это хорошей инвестицией? Кому не стоит волноваться, так это тем, кто вкладывал в абстрактные композиции Рихтера (как на фото внизу).
Главная иллюстрация: женские портреты в исполнении раннего Пикассо и Пикассо, нашедшего свой стиль.