«Не рисуй на книжках!» — говорили нам в детстве. Хорошо, что некоторые выросли и нарушили этот запрет. Благодаря им живопись соединилась с литературой, и результат получился отменным!
Термин Livre d’artiste (Книга художника) появился благодаря Амбруазу Воллару. Однажды к галеристу пришла гениальная идея: открыть собственное издательство и приглашать художников к сотрудничеству. С Волларом работали многие, от Пикассо и Шагала до Миро и Родена.
Иллюстрация к книге Октава Мирбо "Сад пыток". Издательство Амбруаза Воллара
1902, 32.3×25.2 см
Боннар, Миро и Шагал иллюстрировали для маршана книги Малларме, Верлена, Бальзака — это были великие союзы.
Три важных отличия арт-буков:
1. «Книг художника» много не бывает — они всегда выходят ограниченным тиражом. К примеру, сборник Верлена с иллюстрациями Боннара издали тиражом 200 экземпляров.
1. «Книг художника» много не бывает — они всегда выходят ограниченным тиражом. К примеру, сборник Верлена с иллюстрациями Боннара издали тиражом 200 экземпляров.
2. Книги издают на особенной бумаге и не соединяют скобой. Листы могут быть соединены термобиндером или даже сложены в коробку — так, чтобы можно было легко рассмотреть каждую иллюстрацию. В этом, кстати, есть и минус: многие ретро-издания постранично разбросаны по свету — желающих утянуть иллюстрацию на стену оказывалось слишком много.
3. Чаще всего создание книги инициируют не профессиональные издатели, а арт-дилеры или сами художники. В них уникально все: шрифты, бумага, элементы декора.
3. Чаще всего создание книги инициируют не профессиональные издатели, а арт-дилеры или сами художники. В них уникально все: шрифты, бумага, элементы декора.
Следом за Волларом издательством арт-книг занялись многие. Сначала жанр распространился по Европе, а потом добрался и до России. Здесь книги художников в основном создавали экспериментаторы-авангардисты, — к примеру, Велимир Хлебников и группа «Центрифуга».
О русских книгах художников нужно говорить отдельно (что мы вскоре и сделаем), — а пока стоит рассмотреть европейские. Конечно, вспомнить все арт-буки XX и XXI века невозможно, как и перечислить всех занятых в этом деле художников. Но возьмем несколько знаковых.
Cальвадор Дали: Алиса в норе и Данте в кругах ада
Взявшись за культовую книгу Кэррола, Дали изматывал нервы своего издателя Пьера Аржилле больше 10 лет, начиная с 1959-го.
Он не делал рисунки правильными и удобными для печати — он делал их так, как хочет Дали.
Книга напоминает собрание пятен Роршаха, в которых угадываются лики карточной королевы, белого кролика и других персонажей из волшебного мира Кэррола.
«Божественная комедия» глазами испанца
После француза Пьера Аржилле Дали решил «делать нервы» всей Италии.
В честь 700-летия со Дня рождения Данте итальянское правительсво заказало сюрреалисту иллюстрации к «Божественной комедии».
В честь 700-летия со Дня рождения Данте итальянское правительсво заказало сюрреалисту иллюстрации к «Божественной комедии».
На создание сотни ксилографий у Дали ушло 9 лет — 9 лет споров, отказов, утверждений и ругани. На то, чтобы перевоплотить серию в графике, ушло еще 4,5 года.
Однако в результате книга была революционной: никто раньше не заставлял гравюру выглядеть, как акварели!Пабло Пикассо: рисунки на полях
К «Песням мертвых» Пьера Реверди Пикассо подошел основательно: каждую строфу украшал красными рисунками-абстракциями, как будто дополняя кружево, созданное из текста.
«Неведомый шедевр» Бальзака был проиллюстрирован с элегантной небрежностью — рисунками из собственного блокнота.
А вот сонеты русского поэта-авангардиста Ильи Зданевича Пикассо дополнил портретами своих муз — Доры Маар и Марии-Терезы Вальтер. Не факт, что дамам такое соседство понравилось, но кто их спрашивал? Считаться с чувствами женщин — это было не в стиле Пикассо.
«Неведомый шедевр» Бальзака был проиллюстрирован с элегантной небрежностью — рисунками из собственного блокнота.
А вот сонеты русского поэта-авангардиста Ильи Зданевича Пикассо дополнил портретами своих муз — Доры Маар и Марии-Терезы Вальтер. Не факт, что дамам такое соседство понравилось, но кто их спрашивал? Считаться с чувствами женщин — это было не в стиле Пикассо.
Себя Пикассо тоже не обидел: проиллюстрировал книжку собственных стихов Pablo Picasso. Poèmes et Lithographies (1954 г.)
Иллюстрация Пабло Пикассо
К слову, стихи Пикассо писать начал поздно — в 55 лет. До этого, по словам художника, они в нем просто «сидели». Узнав, что сын словил поцелуй музы Эвтерпы, мать Пикассо Мария написала ему в письме:
«Мне говорят, что ты пишешь. От тебя всего можно ожидать. Если однажды мне скажут, что ты ходишь в церковь, я тоже поверю».
Жоан Миро: космос как предчувствие
Прекрасный мечтатель Миро, иллюстрировал, к примеру, стихи Поля Элюара, Иосифа Бродского, русского авангардиста Ильи Зданевича, а позже и собственную книгу — сборник стихов «Ящерица с золотыми перьями».
Марк Шагал: Гоголь, мемуары и Библия
Первой Шагал проиллюстрировал книгу… о себе. Издатель Пауль Кассирер предложил Шагалу дополнить автобиографию «Моя жизнь» гравюрами.
В Берлине немецкий художник Герман Штрук помог коллеге освоить технику гравирования.
Так началось посвящение Марка Захаровича в секреты книгоиздания.
Офорт к «Басням» Лафонтена, созданный по заказу Воллара
1952, 24×29.6 см
Затем к Шагалу обратился все тот же великий и ужасный Амбруаз Воллар. Издатель предложил мастеру проиллюстрировать книгу графини де Сегюр «Генерал Дуракин», но у Шагала была идея получше — оживить гравюрами «Мертвые души» Гоголя.
Воллар согласился.
Воллар согласился.
Иллюстрация к "Мертвым душам". Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу
1927, 21.5×27.5 см
За три года (1923−1925 гг.) Шагал сделал все гравюры, однако книга вышла только в 1948 г., когда работы из фонда Воллара выкупил издатель Эжен Териад — вместе с «Баснями» Лафонтена и гравюрам к Библии.
При жизни Воллар арт-буки Шагала издать не успел.
При жизни Воллар арт-буки Шагала издать не успел.
Иллюстрация к «Мертвым душам». Селиван
1927, 21.5×27.5 см
«Мертвые души» вышли тиражом 368 экземпляров, каждый — с подписью Шагала. На биеннале графики в Венеции за эту работу художник удостоился Гран-при.
Иллюстрации к Библии. Призрак Самуила, появившийся Саулу
1800, 32.1×34.4 см
В этом же ключе можно рассматривать и работы Ульяма Блейка (William Blake, 1757−1827) — удивительного мастера. Лет до 30 художник не был известен, но потом взялся иллюстрировать популярную тогда философскую поэму Э. Юнга «Ночные размышления», и дела пошли в гору. Хотя тогда из 537 акварельных работ было выгравировано и отпечатано всего 43 гравюры, провалом дело не закончилось… Он выступил новатором и именно «арт-буки» с собственными иллюстрациями стали делом жизни Блейка. Наиболее известны его цветные гравюры — художник искусно и с размахом иллюстрировал собственные поэтические и философские труды. Красочные подробнее — в нашей публикации «Английский гений Уильям Блейк: видения философа — бунтаря «.
Творец вселенной. Фронтиспис к поэме «Европа: пророчество»
1794, 23.4×16.9 см
В чем же феномен арт-буков? Они никогда не были массовым продуктом, при этом всегда были в цене и существуют до сих пор.
Культурологи считают, что их феномен — в сближении и уникальности: Livre d’artiste — это отдельный жанр на стыке литературы и живописи. В арт-буках картинки не дополняют буквы — они стоят с ними на равных, а значит, сила каждого вида искусства удваивается. И пара почти всегда лучше одиночки.
Культурологи считают, что их феномен — в сближении и уникальности: Livre d’artiste — это отдельный жанр на стыке литературы и живописи. В арт-буках картинки не дополняют буквы — они стоят с ними на равных, а значит, сила каждого вида искусства удваивается. И пара почти всегда лучше одиночки.
Заглавная иллюстрация материала: Сальвадор Дали, «В руках Антея»